Шора Батыр и его заветы
Под занавес своего театрального сезона коллектив Ногайского театра решил удивить зрителя спектаклем «Шора Батыр». Постановка, в основе сюжета которой одноименный героический эпос ногайского народа, с первых же мизансцен всецело захватила внимание зала. История о легендарном Батыре, чья жизнь подчинялась незыблемому кодексу чести предков, поданная в пересечении с современной реальностью, показала, как много растеряли ногайцы в условиях всеобщей глобализации.
Поставил спектакль художественный руководитель Ногайского театра, народный артист Дагестана Байсолтан Джумакаев. Оживить на родной сцене эпос родного народа было его давней мечтой.
– В истории ногайцев, как, впрочем, и в истории многих других народов, существует немало легенд и преданий о славных героях минувших веков, сражавшихся за справедливость, за народное благополучие. У ногайцев этих героев не один, не два и даже не три. Их сорок. О каждом из них в фольклоре сохранились сказания и героические дастаны. Какие-то известны широко, какие-то малоизвестны, но они есть. Эпос о Шора Батыре – это история об одном из героев, которая в разных трактовках дошла до наших дней. Много было искажений. Мы постарались все это отмести и создали рассказ не просто о герое, а о человеке, который раздираем внутренними конфликтами, переполнен думами о судьбе своего народа, своей семьи. И самое главное – мы постарались показать, как те принципы, по которым жил Шора Батыр, отличаются от реалий сегодняшних. Увы, многое осталось в прошлом. И что самое печальное, канули в Лету наиболее важные духовные ценности, которые были незыблемы у наших предков.
Работа над масштабной постановкой шла в течение двух лет. Прежде всего перед режиссером стояла задача создать пьесу, адаптированную под сцену. В этом смысле какого-то готового произведения не было. Но зато был подробный научный труд этнографа Рамазана Керейтова, всецело изучившего героический эпос ногайцев. В тесном сотрудничестве с ученым режиссеру удалось адаптировать известную легенду о Шора Батыре под законы театра, и так на свет появился спектакль о народном герое.
– Я много лет вынашивал идею создания такого спектакля, – делится Байсолтан Атагишиевич. – У многих театров нашей республики в репертуаре есть постановки о национальных героях. К примеру, у кумыков это спектакль «Айгази», у аварцев – «Хочбар», у лакцев – «Парту Патима». У нас же не было, и это не давало мне покоя. В этом году все сложилось удачно, и нам удалось осуществить задуманное, в том числе благодаря поддержке Министерства культуры республики и участию в программе «Малые театры городов России». А иначе создать работу, в которой через быт, костюмы героев, декорации, в буквальном смысле реконструируется отрезок истории XIV-XV веков, было бы просто невозможно.
На создание максимально аутентичной постановки были брошены все силы театра. Тщательно прорабатывалась каждая мизансцена. Каждый предмет, каждое слово и движение должны были быть убедительными настолько, чтобы на время показа спектакля зритель погружался в другой временной пласт. Для большей убедительности в спектакле даже воссоздали сцену кульминационной битвы Шора Батыра с Али-беем.
– Сцены, описывающие вооруженные схватки эпических героев с противниками, являются ответственнейшими эпизодами в жизни богатырей, ибо именно в них решалась не только их судьба, но судьба всего народа. А потому, создавая историю о Батыре, мы не имели права опускать эти сцены. И хотя воссоздавать их было весьма непросто, мы приложили все силы, чтобы они были реконструированы. Для этого театр обратился за помощью к известному в республике специалисту в области сценического движения Магомеду Касимову, и наш спектакль обогатился многими зрелищными эпизодами поединков и битв, – рассказывает режиссер.
При постановке любого известного произведения существует множество вариантов подачи. Кто-то избирает путь следования исторической достоверности, скрупулезно воссоздавая каждую деталь, кто-то же в творческом эксперименте переосмысливает известную вещь так, что на свет появляется совершенно новое, порой эпатажное прочтение того, что у всех на слуху. Режиссер Ногайского театра решил объединить два этих известных метода. Преследуя цель добиться исторической достоверности, он при этом попытался столкнуть в постановке героев двух разных эпох. Сцена, в которой Шора Батыр и его окружение попадают в настоящее время, где на фоне заевропеизированной массы его идеалы чести, справедливости, почитания памяти предков сродни какому-то атавизму, заставляет зрителя задуматься о многом. По замыслу режиссера, сравнивая героев прошлого и настоящего, люди прежде должны осознать, что они теряют все самое ценное, что завещали им предки – язык, чувство единения, свою самобытную культуру, свой кодекс чести.
В итоге цель достигнута. Первый же премьерный показ спектакля вызвал массу откликов, в которых зрители благодарили театр за своевременную постановку, позволившую почувствовать себя частью древней величественной истории.
«Признаюсь, что шла на премьеру с некоторой опаской, а ушла потрясенная. Режиссерский замысел, по которому идет не просто пересказ известного сказания, а показан внутренний конфликт главного героя, его человеческие переживания, был очень удачным. Кто ты – Батыр или обычный человек со своими слабостями и интересами? Что может позволить себе рядовой человек и что неприемлемо для Батыра, за которым стоит его род? Имеешь ли ты право ставить личное выше интересов своего народа? Этими вопросами раздираем главный герой. Путем сомнений, совершая ошибки, он все-таки делает свой выбор. Насколько все правильно, решать нам, зрителям», – поделилась после посещения премьеры гостья театра Сабират Абубекерова.