X
09:42 01.08.2019

Шора Батыр и его заветы

Под занавес своего театрального сезона коллектив Ногайского театра решил удивить зрителя спектаклем «Шора Батыр». Постановка, в основе сюжета которой одноименный героический эпос ногайского народа, с первых же мизансцен всецело захватила внимание зала. История о легендарном Батыре, чья жизнь подчинялась незыблемому кодексу чести предков, поданная в пересечении с современной реальностью, показала, как много растеряли ногайцы в условиях всеобщей глобализации.

Поставил спектакль художественный руководитель Ногайского театра, народный артист Дагестана Байсолтан  Джумакаев. Оживить на родной сцене эпос родного народа было его давней мечтой.

– В истории ногайцев, как, впрочем, и в истории многих других народов, существует немало легенд и преданий о славных героях минувших веков, сражавшихся за справедливость, за народное благополучие. У ногайцев этих героев не один, не два и даже не три. Их сорок. О каждом из них в фольклоре сохранились сказания и героические дастаны. Какие-то известны широко, какие-то малоизвестны, но они есть. Эпос о Шора Батыре – это история об одном из героев, которая в разных трактовках дошла до наших дней. Много было искажений. Мы постарались все это отмести и создали рассказ не просто о герое, а о человеке, который раздираем внутренними конфликтами, переполнен думами о судьбе своего народа, своей семьи. И самое главное – мы постарались показать, как те принципы, по которым жил Шора Батыр, отличаются от реалий сегодняшних. Увы, многое осталось в прошлом. И что самое печальное, канули в Лету наиболее важные духовные ценности, которые были незыблемы у наших предков.

Работа над масштабной постановкой шла в течение двух лет. Прежде всего перед режиссером стояла задача создать пьесу, адаптированную под сцену. В этом смысле какого-то готового произведения не было. Но зато был подробный научный труд этнографа Рамазана Керейтова, всецело изучившего героический эпос ногайцев. В тесном сотрудничестве с ученым режиссеру удалось адаптировать известную легенду о Шора Батыре под законы театра, и так на свет появился спектакль о народном герое.

– Я много лет вынашивал идею создания такого спектакля, – делится Байсолтан Атагишиевич. – У многих театров нашей республики в репертуаре есть постановки о национальных героях. К примеру, у кумыков это спектакль «Айгази», у аварцев – «Хочбар», у лакцев – «Парту Патима». У нас же не было, и это не давало мне покоя. В этом году все сложилось удачно, и нам удалось осуществить задуманное, в том числе благодаря поддержке Министерства культуры республики и участию в программе «Малые театры городов России». А иначе создать работу, в которой через быт, костюмы героев, декорации, в буквальном смысле реконструируется отрезок истории XIV-XV веков, было бы просто невозможно.

На создание максимально аутентичной постановки были брошены все силы театра. Тщательно прорабатывалась каждая мизансцена. Каждый предмет, каждое слово и движение должны были быть убедительными настолько, чтобы на время показа спектакля зритель погружался в другой временной пласт. Для большей убедительности в спектакле даже воссоздали сцену кульминационной битвы Шора Батыра с Али-беем.

– Сцены, описывающие вооруженные схватки эпических героев с противниками, являются ответственнейшими эпизодами в жизни богатырей, ибо именно в них решалась не только их судьба, но судьба всего народа. А потому, создавая историю о Батыре, мы не имели права опускать эти сцены. И хотя воссоздавать их было весьма непросто, мы приложили все силы, чтобы они были реконструированы. Для этого театр обратился за помощью к известному в республике специалисту в области сценического движения Магомеду Касимову, и наш спектакль обогатился многими зрелищными эпизодами поединков и битв, – рассказывает режиссер.

При постановке любого известного произведения существует множество вариантов подачи. Кто-то избирает путь следования исторической достоверности, скрупулезно воссоздавая каждую деталь, кто-то же в творческом эксперименте переосмысливает известную вещь так, что на свет появляется совершенно новое, порой эпатажное прочтение того, что у всех на слуху. Режиссер Ногайского театра решил объединить два этих известных метода. Преследуя цель добиться исторической достоверности, он при этом попытался столкнуть в постановке героев двух разных эпох. Сцена, в которой Шора Батыр и его окружение попадают в настоящее время, где на фоне заевропеизированной массы его идеалы чести, справедливости, почитания памяти предков сродни какому-то атавизму, заставляет зрителя задуматься о многом. По замыслу режиссера, сравнивая героев прошлого и настоящего, люди прежде должны осознать, что они теряют все самое ценное, что завещали им предки – язык, чувство единения, свою самобытную культуру, свой кодекс чести.

В итоге цель достигнута. Первый же премьерный показ спектакля вызвал массу откликов, в которых зрители благодарили театр за своевременную постановку, позволившую почувствовать себя частью древней величественной истории.

«Признаюсь, что шла на премьеру с некоторой опаской, а ушла потрясенная. Режиссерский замысел, по которому идет не просто пересказ известного сказания, а показан внутренний конфликт главного героя, его человеческие переживания, был очень удачным. Кто ты – Батыр или обычный человек со своими слабостями и интересами? Что может позволить себе рядовой человек и что неприемлемо для Батыра, за которым стоит его род? Имеешь ли ты право ставить личное выше интересов своего народа? Этими вопросами раздираем главный герой. Путем сомнений, совершая ошибки, он все-таки делает свой выбор. Насколько все правильно, решать нам, зрителям», – поделилась после посещения премьеры гостья театра Сабират Абубекерова.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

110
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

14
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

96
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

21
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

40
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

18
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...