Сегодня еще недавно, кажется, что вчера, коварная инфекция последних двух лет отобрала её у близких людей. Очень многие делились болью утраты и отзывались о ней добрым словом и как о человеке, и как о личности, оставившей глубокий след и замечательное наследие.
Вот и мне захотелось написать о ней, чтобы как можно больше наших современников узнали о её профессиональной стезе, жизненном кредо.
Осмысливая дела и поступки, всё, что могла и сделала эта маленькая хрупкая женщина, можно с уверенностью сказать, что годы, с честью и достоинством прожитые ею, отданы людям, Дагестану, его творцам и созидателям… Её имя не только как талантливого театрального критика, театроведа, переводчика, но и как настоящего честного гражданина своей страны широко известно в научной и творческой среде нашей республики и далеко за её пределами.
Невзирая ни на какие перемены и исторические катаклизмы, она оставалась верной себе, своим принципам и всегда смело и с честью их отстаивала, всегда была озабочена происходящим в республике, стране, мире. Её яркие, взволнованные, эмоциональные выступления в печати, на телевидении, собраниях общественности были наполнены безмерной любовью к родной земле – Дагестану, гордостью за его историю, культуру и одновременно болью за опустошённые сёла, за родные языки, за прессинг псевдо– и масскультуры, за девальвацию духовных приоритетов, особенно у молодежи…
Блестяще окончив Ленинградскую академию театрального искусства, а затем и аспирантуру, Г. Султанова успешно работала в разных жанрах – и как историк театра, театровед, театральный критик, переводчик, публицист. Огромная база мировой культуры, на которой формировалась личность в студенческие, в аспирантские годы, проведённые в Ленинграде, конечно, сказалась на всей ее дальнейшей деятельности.
Вместе с тем Гулизар Султанова, безусловно, человек корневой, почвенной культуры. Её великолепное знание народной жизни и народной культуры (поэтической, вокальной, музыкальной), а также блестящее владение русским и родными языками также стали в немалой степени составляющей её профессионализма.
Природа щедро наделила её даром творчества. Судя по тому, какие легенды и сегодня живы об исполненной ею ещё в 1960-е годы роли Парту-Патимы, она могла стать яркой актрисой, однако выбрала другой путь.
Глубокая искусствоведческая подготовка, свободное владение обширным материалом, прекрасное знание театра – это всё о нашей Гулизар Ахмедовне
Более 50 лет талант, жизненный и профессиональный опыт Гулизар Ахмедовны были посвящены культуре Дагестана, её сохранению, процветанию и развитию. И в республике, и на Северном Кавказе, конечно, есть специалисты в области театроведения. Но Гулизар Султанова – единственный специалист, кто всецело посвятил себя театру, и единственный специалист, который мог дать исчерпывающую информацию не только о состоянии и тенденциях развития национальных театров, но и о каждом актёре, режиссёре, как ныне живущем, так и о тех, кого уже с нами нет.
Научные исследования Гулизар Султановой – это созданная ею история всех дагестанских театров с первых шагов становления и развития до сегодняшнего дня. И это не сухие факты, а профессионально, ярко, по крупицам, но объемно воссозданные портреты десятков имен выдающихся и талантливых актёров, режиссёров, драматургов, художников… Её тонкое понимание человеческой природы, знание режиссёрских замыслов и авторских идей захватывает читателя её книг, статей живостью и эмоциональной силой изложения. И очень важное качество её научных изысканий – они пропитаны временем, в котором творили режиссёры, актёры, драматурги. Страницы истории щедро пронизаны человеческим теплом, эмоционально окрашены и наполнены творческой энергией.
Именно благодаря подвижническому труду Гулизар Ахмедовны лучшие работы известных деятелей многонационального театрального искусства Дагестана, их творческий вклад в национальную культуру, этот пласт культурного достояния народа сохранен для истории и будущих поколений.
День за днём, скрупулёзно изучая архивы, рукописи, общаясь с очевидцами, коллегами, посещая спектакли, она издала свыше 10 монографий, подготовила более 150 исследовательских работ по проблемам художественной культуры, в частности театрального искусства. В их числе монографические исследования: «Фольклор в драматургии и театре», «Актёрское искусство Дагестана», «Многонациональный театр Дагестана», «Дагестанская театральная режиссура», «Лакский театр – 80 лет», «Дагестанская драматургия XX столетия» и другие.
Проблемные статьи Г. Султановой по дагестанскому театральному искусству вошли в такие фундаментальные коллективные труды, как «Многоязыкий театр России» (М.: Наука, 1982), «Очерки истории советского искусства» (М.: Наука, 1987), «Искусство Дагестана в XX столетии» (Махачкала, 2012). Её статьи и выступления в печати опубликованы в тематических сборниках Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, в центральных журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар», «Музыкальный журнал»; в республиканских изданиях «Дагестан», «Народы Дагестана»; региональных изданиях «Национальный интерес», «Дон», «Вестник театра».
Глубокая искусствоведческая подготовка, свободное владение обширным материалом, прекрасное знание театра обеспечили исследовательским работам Г. Султановой большой успех в академическом сообществе и широкое общественное признание в республике. Её монографии «Многонациональный театр Дагестана», «Фольклор в драматургии и театре» (2015), а также научный труд с её участием «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.» (1985) удостоены Государственных премий Республики Дагестан. Созданное ею театральное наследие, которому может позавидовать любая из наших соседних республик, безусловно, является достойным вкладом в общую сокровищницу российской культуры.
Немалый вклад внесла Гулизар Султанова в создание и продвижение на сцену современной драматургии. Она активно сотрудничала с драматургами республики и всегда придерживалась при этом высокой профессиональной планки. Являлась инициатором проведения и куратором ряда семинаров, конкурсов, лабораторий современной драматургии.
Она автор блистательных переводов пьес, поставленных на сцене Лакского театра (А. Пушкин, А. Островский, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольер, В. Розов, У. Гаджибеков, Ч. Айтматов, Д. Валеев, Г. Хугаев и др.), а спектакли по пьесам Гулизар Султановой в действующем репертуаре Театра кукол пользуются неизменным успехом у маленьких зрителей.
Являясь прекрасным знатоком дагестанской и мировой драматургии, она нередко помогала театрам в формировании репертуара и всегда призывала их быть ответственными за то, с чем и как обращается театр к своему зрителю, за сохранение нравственной и художественной доминанты театра. При этом для всех дагестанских театров она являлась настоящим другом, самым активным пропагандистом их творчества, добрым советчиком и одновременно требовательным и принципиальным критиком. А её выступления в качестве театрального критика при обсуждении пьес и спектаклей республиканских театров, а также как члена жюри многочисленных театральных фестивалей всегда были предметны, убедительны и высокопрофессиональны.
Жизненный путь Гулизар Султановой не был лёгким и безмятежным, при всей кажущейся хрупкости она была стойким, очень сильным, удивительно светлым и влюблённым в жизнь человеком. Её интеллект, образованность всегда подкреплялись поразительной силой духа и воли и в отстаивании принципиальных для неё позиций, в каких бы жизненных и профессиональных ситуациях она ни оказывалась. И при этом в ней порой до детской наивности всегда была вера в лучшее, в справедливость и порядочность.
Личностные качества, сила духа и огромная воля помогли ей щедрее открыться людям, оставаться доброй, любящей матерью и женой, другом, наставницей для своих уже взрослых и не совсем взрослых внуков, с которыми у неё существовала просто завидная духовная связь и взаимное обожание.
Не забыть, как неисправимый романтик замечательный супруг Киров Султанов снимал со стены пандур и запевал под зазавороженные взгляды внуков о днях минувших, о битвах праведных, о героической истории… А затем, уговорив Гулизар, вдруг возникала дуэтом проникновенная песня о любви двух сердец, сумевших, несмотря на все испытания, сберечь тепло своих чувств. И в свой последний путь, как бы не нарушая заветов любви, они ушли вдвоем, так тихо и смиренно (на снимке: Киров Абакарович и Гулизар Ахмедовна Султановы).
…За что бы ни бралась Гулизар Ахмедовна, во всём проявлялся её талант и цельная личность, для которой чистота помыслов, высокая нравственность и честность перед своей совестью – главное человеческое кредо. Её имя, ставшее гордостью национальной культуры, и вся её жизнь останутся примером творческой ответственности, достойного служения избранному пути, верности нравственному и профессиональному долгу.