Сила украшений
Когда речь заходит о редком и неповторимом, музейные сотрудники достают старинные украшения. Но особое очарование им придают рассказы, дошедшие до нас из глубины веков.
У каждого народа Дагестана имеются свои язык, обычаи, традиции и свой неповторимый наряд. По нему запросто определяли, из какого села его обладательница. Но национальный костюм был бы неполным и не производил бы такого впечатления, не дополни его горянки украшениями. Так он становился визитной карточкой народа и передавался из поколения в поколение. Каждое украшение на нем неповторимо и каждое имеет свою национальность.
Во все времена украшения становились объектом изучения ученых. Известный историк, этнограф С. Лугуев писал, что «женский костюм изобиловал украшениями у многих народов Западного Дагестана. Серьги, кольца, бусы, браслеты, составленные из монет на серебряной цепочке, – это был обычный набор украшений. Нарядные платья у бежтинцев имели серебряные застежки и пояс. Особенно нарядным считалось украшение туштукI – женский передник с пришитыми к нему серебряными монетами, фигурками, подвесками и т.д., подвязываемый к праздничному платью».
Особое значение серебряным украшениям в костюме придавалось у дидойцев.
«Эти сверкающие кусочки серебра, – писал историк Е. Марков, – делались единственною наследственною драгоценностью семьи, украшая по очереди десятки женских поколений, чередующихся друг за другом, и должны были поэтому оберегаться пуще глаза, как святыня дома».
Возможно, этим объясняется их большое разнообразие. Интерес представляет шейное украшение: его основа – небольшой ситцевый треугольник с карманчиком из красного лоскута с пришитыми к нему мелкими монетами. Украшение пришивалось к воротнику.
Было у дидойцев и несколько разновидностей нагрудных украшений: «тIитIику» – набор монет, блях, фигурок и т.д., нашитых на кусок плотной материи или кожи; пришивалось к платью или подшивалось к нему; «пары» – украшение из нескольких рядов, звеньев медальонов, блях, брошей, соединенных между собой цепочками и шарнирами; «гому» – украшение из камней и монет, расположенных в несколько рядов, иногда прямоугольником и обычно вперемежку.
Многие из них надевались раз в жизни – на свадьбу, затем прятались глубоко в сундук и передавались по наследству от матери дочери… Традиционные наряды, сплошь обшитые множеством уникальных подвесок, бляшек, монет, цепочек и прочими бусинами, далеко не для красоты. Люди верили, что металл наделен магической силой и способен защитить свою обладательницу.
Когда попадаешь в святая святых – хранилище драгоценных металлов Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи – глаза разбегаются от всего великолепия, которому не одна сотня лет.
– По украшениям можно понять, из какого аула мастер его изготовил. Аварки носили большое количество головных подвесок различной формы. Ругуджинка обязательно выходила замуж в «куцъ» и «маргъал». «Куцъ» весь был из бляшек, цепочек и монет и мог покрыть полфигуры девушки не только спереди, но и по бокам и сзади. А «маргъал», нашитый бляхами, бусинами и подвесками, скрывал лицо невесты и тем самым защищал от сглаза, – рассказывает заведующая фондом драгоценных металлов Елена Мамаева.
А в Кубачи, когда невесту провожали в семью жениха, на нее надевали браслет весом более ста граммов. И явись она без него, по аулу тут же расходился слух, что «невеста пришла с пустыми руками». После свадьбы эти браслеты вместе со всем остальным богатством невеста носила сорок дней и не занималась тяжелой работой.
По украшениям можно было определить и социальный статус горянки, и ее возраст. Например, чем старше становилась женщина, тем меньше украшений полагалось ей носить. Кольца, браслеты, серьги – только часть драгоценной истории.
– В коллекции женских поясов особое место занимают пояса Кахиба. Еще в 1945 году учёный-этнограф, кавказовед Е. М. Шиллинг застал в селениях Кахиб и Гоор остатки их производства. К кожаной полосе черного цвета крепятся литые бляшки-гвоздики, представляющие геометрические орнаменты. Архаическому орнаменту в них соответствует и наиболее древняя ювелирная техника – литьё с применением особых постоянных деревянных форм, – говорит Елена Мамаева.
Но больше всего внимание привлекают украшения головных уборов, основой которых являлось чохто. На него нашивались головные украшения. Оно могло быть в виде мешочка или чепца, скрывающего голову и косы женщины. Поверх чохто горянки надевали большой платок. Самые древние и распространенные головные украшения – круглые височные серьги и розетки, связанные с солярной символикой. В экспозиции музея представлены разнообразные виды височных сережек – от простых колец до многоярусных подвесок, и у каждого из них своя богатая история…