Симфония жизни
Этнографы утверждают, что характер народа, его трудовые и досуговые особенности формируются под непосредственным влиянием природы, окружающей среды, традиций и исторических преданий. В этом плане селение Верхнее Казанище, где родился 14 октября 1921 года Наби Садыкович Дагиров – один из крупных, ярких дагестанских композиторов, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России, расположено в предгорье, на подступах к высочайшим вершинам Большого Кавказа, и представляет собой уникальное место – срединную точку, соединение спокойного нрава равнины и порывистого норова скалистых круч, быстрых горных рек…
Очень многое еще можно было бы рассказать о малой родине Наби Дагирова. Она того заслуживает. Да он сам о ней рассказывал всю жизнь на языке музыки. Правда, воспевал он ее не прямо, не называя по имени, но вся его музыка дышала ее обаянием, красотой и историей. Неслучайно последним его произведением стала опера «Клинок Базалая» – оружия, прославившего Верхнее Казанище на весь мир.
Ученики звали его «батя»
Те, кто близко знал Наби Дагирова, согласятся, что он являл собой яркий пример единства двух этих стихий: степной – сдержанной, сосредоточенной, стянутой внутрь, и горской – взрывной, стремительной, направленной вовне. Спокойный до флегматичности, собранный, немногословный, Наби Садыкович воздействовал на окружающих одним своим видом, обликом. «Я не помню, чтобы он когда-нибудь повышал голос на уроках, – вспоминает известный музыкант Хан Баширов. – Между собой мы, его ученики, называли его «батя».
Схожие мысли высказывает и другой его ученик, композитор Камильпаша Алескеров: «Он был очень спокойным, уравновешенным человеком. Сделал ученик задание хорошо – похвалит, не сделал – выяснит почему, подскажет как справиться. Никогда не ругал нас».
Мягкий, доброжелательный, неторопливый в жизни в творчестве Наби Садыкович проявил себя как композитор решительный и разносторонний, с новаторской жилкой, особенно в симфонической музыке Дагестана, в которую он внес значительный вклад. Новаторство – это по существу тот же порыв к неизвестному, рывок к новому. И этот порыв был в натуре Наби Дагирова.
Он был очень деятельным, можно даже сказать, одержимым руководителем. Особенно ярко это проявилось во время его руководства Дагестанским государственным ансамблем песни и танца. Главные успехи этого коллектива пришлись на годы его руководства.
Ответственность за конечный результат деятельности ансамбля обязывала его быть твердым и требовательным. Это его уникальное качество – придание ускорения рождению музыки через сдерживание процесса ее творения – отмечали многие его коллеги-музыканты.
Становление мастерства
К музыке Наби Дагиров приобщился рано, еще в детском возрасте. Уже в 1934 году он поступил в Махачкалинский музыкальный техникум, где обучался по классу валторны. Этот удивительный духовой инструмент, как сообщается в справочнике, происходит от охотничьего сигнального рога. Валторна – продукт европейской музыкальной культуры: там инструмент родился, там совершенствовался, там получил признание. Даже в России он смотрится как пришелец, а уж про Дагестан нечего и говорить!
По окончании техникума в 1939 году Наби поступает в Саратовскую государственную консерваторию. Обучение в ней было прервано Великой Отечественной войной. Молодого музыканта призвали в армию. По отзывам, был дисциплинированным, доблестным бойцом, готовым пожертвовать жизнью ради Отечества. Но, как известно, военные музыканты главные подвиги совершали не в бою. Их основной задачей было поддержание боевого духа в войсках. И с этой задачей Наби Дагиров справлялся отлично вместе с товарищами по музыкальному оружию.
Послевоенные годы Дагиров вновь посвящает учебе, поступив на композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории. Он становится учеником Максимилиана Штейнберга, а в аспирантуре его наставником был Виктор Волошинов. Годы учебы в консерватории послужили укреплению его таланта, повышению мастерства, росту идейных и художественных способностей.
В 1952 году по возвращении на родину Наби Дагиров был назначен художественным руководителем Ансамбля песни и танца Дагестана, во главе которого оставался до 1963 года, когда ансамбль был расформирован.
А случилось вот что. «Я долгое время возглавлял по воле сверху приказавший долго жить ансамбль песни и пляски, – писал он. – В нём работали отличные танцоры, перешедшие затем в «Лезгинку», профессиональный хор, в репертуаре которого была не только дагестанская музыка. Люди могли услышать в его исполнении отечественную и зарубежную классику. У ансамбля была широкая зрительская аудитория и дома, и за его пределами. Ансамбль был школой-пропагандистом музыкально-хореографической культуры нашего края. А «мудрейшие» дяди и тети из административно-директивных учреждений взяли и под корень вырубили это плодоносное дерево…».
Эта оценка в устах крайне корректного Наби Садыковича звучит очень критично. Да, он умел быть жестким, когда это касалось искусства, культуры и тех, кто эту культуру развивал и совершенствовал.
Именно это качество, эта способность говорить правду, как я считаю, и послужили тому, что он был избран в 1954 году депутатом Верховного Совета СССР 4-го созыва. Отмечу также, что он многократно избирался и депутатом Махачкалинского горсовета. И его участие в общественной работе не прошло бесследно, заложило определенные традиции честного разговора на самые острые темы жизни.
С 1973 по 1978 годы Наби Дагиров возглавлял Союз композиторов Дагестана. Вот оценка его деятельности на этом посту от его преемника Рамазана Фаталиева: «Наби Садыкович был одним из тех, кто стоял у истоков Союза композиторов Дагестана. Вместе с ним были выдающиеся музыканты Готфрид Гасанов, Мурад Кажлаев и Сергей Агабабов… Он успел захватить частичку той культуры и передать ее нам, скрепляя тем самым две эпохи… Для нас Наби Садыкович был мостиком в ту эпоху».
С 1963 года Наби Дагиров директор Махачкалинского музыкального училища. А ещё первый и бессменный – в течение 20 лет! – председатель Дагестанского хорового общества.
За годы педагогической работы он подготовил много учеников, среди них Казбек Шамасов, Аркадий Агабабов, Магомед Касумов, Маймусат Коркмасова, Зухра Агагишиева, Валерий Шаулов, Аида Джафарова, в том числе и я, автор этого рассказа.
С Наби Садыковичем дружили такие замечательные музыканты, как Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский, Кара Караев, Ниязи и многие другие.
Творческие искания
Конечно же, это говорит о том, что Наби Дагиров всегда думал о музыке, об искусстве, культуре в целом, был свободен от личностного и местечкового эгоизма. А это признак великого музыканта.
Талант композитора Наби Дагирова проявился уже с первых лет его музыкальных работ. Им созданы известные произведения вокальной, симфонической, театральной и инструментальной музыки. Его увертюры «Праздничная», «Торжественная», поэма «Тарки-Тау», симфонии и квартеты являются основой золотого фонда дагестанской симфонической музыки. Подлинной классикой стали вокально-хоровые произведения и музыка более чем к 30 спектаклям дагестанских театров. Его балет «Парту Патима», опера «Йырчи Казак» и оркестровка оперы Готфрида Гасанова «Хочбар» признаны одними из значительных достижений в музыкальной культуре Дагестана.
Завершить свой рассказ о композиторе и человеке хочу проникновенными строками Манашира Якубова: «Дагирова по праву принято считать одним из основоположников дагестанской профессиональной музыки. Национальная определенность тем и образов, разнообразие жанров и форм, эпический строй эмоций, строгость,
дисциплинированность чувства, цельность творческой натуры композитора, присущие ему вдумчивость и искренность художественных исканий определяют общий характер музыки Наби Дагирова и ее место в дагестанском искусстве наших дней».
Память без границ
Мне остается только передать ходатайство музыкальной общественности республики, многих деятелей отечественной культуры к руководству Дагестана. «В мае 2020 года в сквере на доме, где жил композитор, была установлена мемориальная доска, символизирующая бессмертие искусства и его верного работника Наби Дагирова. Выражаем благодарность и удовлетворение в связи с этой данью памяти нашего выдающегося композитора. В целях дополнительного увековечения памяти Наби Дагирова, этого, по словам Тихона Хренникова, «классика дагестанской музыкальной культуры», считаем целесообразным присвоить его имя Театру оперы и балета Дагестана, который был учрежден по его инициативе и при его деятельном участии».
Когда речь идет о таких людях, таких деятелях культуры, как Наби Дагиров, благодарность общества не может иметь границ, как не имеют их его жизнь и творчество.