Символ печатной графики
В Дагестане проходит ставшая уже традиционной IV Международная биеннале печатной графики «Кубачинская башня».
Первая выставка, представленная в средневековой сторожевой башне XIV века «Акайла кальа» в селении Кубачи, включала более 100 работ 70 авторов в различных техниках: офорт, ксилография, литография, линогравюра и другие. Вторая экспозиция открылась в выставочном зале Союза художников Дагестана и продлится до 18 августа.
Мы поговорили с членом жюри конкурсной программы биеннале, искусствоведом, членом Союза художников России, арт-критиком Владой Бесараб, которая рассказала нашей газете о том, как работала оценочная комиссия.
С каждым годом работы жюри прибавляется: в этом году к рассмотрению было принято 700 графических работ от 359 авторов – профессиональных художников-графиков и студентов художественных вузов. Заявок же подано гораздо больше. Решение об их допуске к участию в выставке принимал оргкомитет во главе с народным художником Дагестана Юсупом Ханмагомедовым, идейным вдохновителем и руководителем биеннале.
«Нам пришлось серьезно потрудиться: к номинации «общая тема» ввели ещё две – «книжная графика» и «Ex Libris» – теперь они рассматриваются отдельно, – говорит Влада. – Мы посчитали, что будет неправильно оценивать малые формы в одном ряду с монументальными жанровыми, сюжетными вещами. Книжная иллюстрация тоже стоит особняком, поскольку здесь автор отталкивается от содержания произведения, которое иллюстрирует. Категории «профессионал» и «студент» остались неизменными. В каждой из них три призовых места, присуждается и Гран-при конкурса. Работы мы оценивали по десятибалльной системе, имена участников и их география были от нас скрыты. Так что всё предельно объективно. Ещё одна сложность – очень высокий профессиональный уровень участников, трудно было выбрать из равных. Но это и радует – выставляться в «Кубачинской башне» престижно, к нам приходят действительно мастера».
О высоком статусе биеннале говорит и состав жюри. Чтобы отследить конкурсные работы, в Дагестан специально приезжала Ирина Великодная, член Ассоциации искусствоведов России, доцент факультета искусств МГУ им. Ломоносова. Большинство же членов жюри работали онлайн. И это объяснимо, ведь среди них Герман Пашков, академик Российской академии художеств, Владимир Зуев, член-корреспондент Российской академии художеств, Юрий Башкирцев, заведующий кафедрой графики факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина. А вот действительный член Академии художеств России Михаил Верхоланцев принял участие в самой конкурсной программе, прислав на рассмотрение жюри свои работы.
География биеннале 2024 года – от Германии, Италии, Мексики до Пакистана и Эритреи, а также более 80 населённых пунктов России. Дагестан представлял 31 автор.
Мы спросили у Влады Бесараб, как по миру разлетается весть о предстоящей «Кубачинской башне».
«Сообщество художников-графиков, особенно печатных графиков, достаточно узкое, но выпускники Юсупа Ханмагомедова участвуют в международных проектах, – рассказывает искусствовед. – Вот, например, есть такой конкурс экслибристов в Италии. Наши ребята из года в год там становятся лауреатами, их имена звучат и во многих других каталогах международных выставок. Кроме того, кураторы сделали масштабную рассылку информации о проекте, а его партнёры помогли с репостами. Так устанавливаются творческие связи. Наша биеннале получила репутацию в профессиональном сообществе, об этой выставке хорошо известно, в ней хотят участвовать и готовятся специально. И если раньше всё строилось на личных связях, то теперь сюда подтягиваются художники, которые узнали о «Кубачинской башне» в творческих кругах. К тому же для художников, занимающихся печатной графикой, не так много проектов у нас в стране, где они могут показаться, по сути их всего четыре – в Томске, Уфе, на Урале и вот мы. Наш проект объединяет».
И это действительно так. Как считает председатель Союза художников Дагестана, заслуженный художник РФ Курбанали Магомедов, «проект поднимает имидж нашей республики за её пределами и имидж страны за границами России».
Вернисаж в Махачкале собрал известных деятелей культуры республики. Перед посетителями выступили представитель Министерства культуры РД Самед Агамагомедов, директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой Салихат Гамзатова, академик Российской академии художеств Абдулзагир Мусаев, искусствовед Наталья Мусаева, директор Дагестанского института развития образования Гульнара Ахмедова и другие. Все они отмечали слаженную работу команды проекта, который бы не состоялся без профессионализма и неиссякаемого энтузиазма куратора биеннале заслуженного работника культуры Дагестана Александра Сергеева, а также сокураторов – председателя Дагестанского регионального отделения творческого Союза художников России Екатерины Дидковской и ведущего педагога спецдисциплин Дагестанского художественного училища им. М.-А. Джемала Магомеда Даудова.
И хотя финансовой поддержкой биеннале «Кубачинская башня» похвастать не может, но зато у проекта всегда есть надёжная поддержка в лице тех, кто болеет за него душой: музейщиков, работников выставочного зала, многочисленных выпускников и студентов худграфа ДГПУ, помогавших организовать выставку.
У биеннале есть история и будущее. Благодаря этой инициативе Кубачи теперь уже не просто село златокузнецов, но и уникальный памятник под открытым небом. Проект собирает мастеров и начинающих художников, символизируя собой в художническом мире печатную графику, популяризирует объекты культурного наследия, помогает открывать для людей из разных уголков России и мира дагестанское искусство.
Отрадно, что он развивается несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться его организаторам. В 2018 году, когда всё начиналось, в конкурсе участвовало всего 60 работ. Сейчас авторам надо постараться, чтобы попасть в конкурсную программу. И они стараются. Люди пишут кураторам за год до выставки, желая участвовать и не пропустить сроки подачи заявки. Екатерина Дидковская отметила еще одну новую черту проекта: среди участников появились художники-живописцы, решившие попробовать себя в графике. Многие из них даже завоевывают награды биеннале.
О преемственности, которую демонстрирует выставка, говорила Наталья Мусаева. Она отметила и цельность экспозиции, что обеспечивается техникой исполнения работ. Выставка многообразна: здесь представлены все традиционные техники печатной графики и ведущие школы страны, одним словом, всё разнообразие графического искусства.
Юсуп Ханмагомедов, человек, который придумал «Кубачинскую башню», уверен, что биеннале будет жить и развиваться, а интерес к печатной графике не угаснет и будет только расти. Наблюдая за тем, как ширится география и растет число ее сподвижников и единомышленников, в этом можно не сомневаться.