Символы на коврах
Летом сушат не только абрикосы, но и ковры. Старинные ковры, кстати, нуждаются в большем внимании, особенно если они еще и экспонаты.
Каждое лето в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи наступает прекрасная пора – пора сушки ковров. Из хранилища выносится всё самое ценное и расстилается во дворе. Сумахи, киызы, арбабаши, паласы из разных аулов и разных веков, которые прошли через десятки, сотни рук – теперь их место в музее. И здесь для «старожилов» созданы все условия для комфортного пребывания, в том числе и температурный режим, и заботливый реставратор. Сегодня они вышли «подышать», после их ждет обработка защитными средствами.
– Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении веков. По сведениям ученых-исследователей, в древних могильниках встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи, – говорит научный сотрудник музея Милана Махмудова, которая знает о коврах всё: она их хранит, ткёт, реставрирует… И слушать ее рассказы всегда интересно.
– Природа Южного Дагестана издавна снабжала мастериц естественными красителями. В XII веке Дербент славился красками, добываемыми из трав, кустарников деревьев, окрашивающими пряжу в яркие насыщенные цвета. Ковроделием занимались практически во всех регионах республики и в зависимости от различий в каждой этнографической группе можно разделить на ковры южного, горного и предгорного Дагестана. Также разнообразны типы ковров и техника их изготовления. Есть ворсовые ковры, безворсовые, войлочные, есть исполненные и в комбинированной технике, – рассказывает она.
На развитие коврового промысла в большой степени оказал влияние Великий Шелковый путь, но даже несмотря на сильное влияние Востока дагестанские ковры носят национальный характер, по сей день сохраняя уникальные особенности.
Рассматриваем узоры на коврах, каждый из которых здесь не просто так. Рисунок – знак, зашифрованный символ, а в них – смыслы. Одно из самых древних изображений – древо жизни, следующее – тапанча, то есть оружие. Конечно, здесь нет явных сабель или пистолетов, но если приглядеться, то можно увидеть скрещенные кинжалы. Наши предки верили, что в доме, где живет мужчина, полагалось иметь три таких ковра, иначе быть беде.
Мир дагестанских ковров насыщен растительными орнаментами и стилизованными изображениями людей, птиц, животных. А перво-наперво ковроделие в Дагестане существовало в виде циновок, изготавливающихся из тростника, позднее из нитей растительного происхождения (лён, конопля), затем, с развитием овцеводства, из шерсти. Ковровые изделия условно делятся на две основные группы: ворсовые и безворсовые.
«Сафар», «Тапанча», «Джакул», «Дербент», «Перебедиль», «Шал», «Мерхер», «Ерси», «Курси» – всё это ворсовые ковры, которые изготавливали лезгины, табасаранцы, азербайджанцы Южного Дагестана.
– Орнамент не просто заполняет пространство, а несет в себе смысловую нагрузку. Характер же орнамента строго геометрический, нет плавных линий, всё подчинено строгому ритму цвета и линий, – отмечает Милана Махмудова.
А безворсовые ковры, то есть паласы «думы», «супрадумы», «давагины», изготавливались на территории горного Дагестана.
– Центры производства этих ковров: в аварских районах – Хунзах, Чиркей; в кумыкских – Нижнее Казанище, Верхний Дженгутай. В основном их ткали на горизонтальных станках, длина изделия могла достигать 8 метров. Килимы производились в Лакском районе, особенность композиции – горизонтальные полосы, орнаментированные сту-
пенчатым рисунком. В аналогичной технике изготавливались килимы в Южном Дагестане. Отличает их в основном колорит и более насыщенная цветовая гамма, – уточняет научный сотрудник. – Кумыкские и аварские арбабаши выполняются в технике прорезной аппликации из окрашенного войлока. В орнаменте чувствуется влияние тюркской культуры. Этот тип ковров был принесен в Дагестан кочевым народом из Средней Азии. Ногайский войлочный киыз ткался из неокрашенной шерсти и цвет ковра зависел от масти овцы – белой или темно-коричневой.
В год реставрации подвергаются два-три ковра. Сложнее всего поддаются «думы», «супрадумы», «давагины». Дело в том, что они туго сотканы тонкими нитями, а есть и настолько старинные ковры, что при первых же движениях они буквально рассыпаются в руках – такие лучше не трогать. Словом, с коврами, как и с пациентами, – к каждому требуется индивидуальный подход.