Сказания Тлепша (по мотивам адыгского фольклора)
Из пещеры-кузницы Тлепша2 валят тяжелые клубы пористого дыма и отарой кучерявых серых барашков убегают в небесный мир. Искры огня с жалобным писком растворяются в парах реки, опоясывающей скалу, а удары молота по наковальне, вбитой в седьмое дно земли3, разлетаются по всей стране Нартов4. Сотрясаются горы, приседают леса и вскипают воды. Звери в страхе прячутся, и птицы разлетаются.
Хыбарыж1 первый. Сатаней
Нет доступа смертным нартам в кузницу Тлепша, поскольку там свершается великое таинство ковки оружия. Но разве этим испугать сыновей нартов? Нет. Поэтому в ночь полной луны они прибегают к потаенной пещере и три раза кличут железного бога в надежде, что он снова порадует их новым хыбаром1.
– Что вам надо, детеныши нартов? – Притворно негодует кузнец.
– Сегодня особенно громко содрогалось небо. Не дала ли трещину твоя наковальня? – В унисон спрашивают они.
Тлепш громогласно смеётся, и древние чинары склоняют кроны к земле.
– Чтобы моя наковальня треснула, нужен герой! А среди ваших отцов нет такого! Ни один нарт не сдвинет ее с места, не говоря уже о том, чтобы вырвать ее из недр седьмого дна, как это сделал когда-то Сын Камня.
– Сосруко5?
– Откуда знаете его имя?
– Джагуако6 без устали воспевает его подвиги.
Довольный Тлепш смотрит на бесстрашных сыновей нартов.
– А от меня чего хотите, раз все от певцов знаете?
– Правду. У песен длинные ноги, а у правды – короткие. Поэтому она иногда ложью обрастает.
– Хорошо сказали. И правильно. А значит, детёныши, вы заслуживаете услышать хыбар о Сыне Камня с самого начала. С начала начал. С колыбели жизни. С матери Сосруко, прекрасной Сатаней7.
…Давно это было. Так давно, что нарты уже и не помнят то время, когда на их земле росла ветвистая яблоня с волшебными плодами. Хранительницей ее была Сатаней, любимая дочь Луны, Солнца и властителя неба Уашхо8. Круглый год волшебное Древо давало по одному яблоку в день. В полночь на нем появлялась почка. Ранним утром она превращалась в белый, с красными прожилками цветок. К полудню он превращался в маленький зеленый шарик, ну, а к вечерней заре наливался в большое спелое яблоко. Предрассветные лучи заливали один его бок красным румянцем, а другой бок уже сумерки покрывали лунными белилами.
Бездетные нартские женщины нередко приходили к хранительнице и просили о помощи. Тем, кто мечтал о сыне, она давала надкусить красную половину яблока, а тем, кто хотел дочь, – белую половину. А безмужняя Сатаней лишь мечтала о ребенке.
Ах, как прекрасна была Сатаней! От нее исходил удивительный свет. В стране Нартов знали, что если в небе мерцают зарницы, то это значит, что Сатаней купается в хрустальных водах рек и озер.
Случилось это в один из летних дней солнцестояния9. Сатаней сидела на берегу реки и вдыхала ароматы таволги10. Они кружили и дурманили голову, словно приворотное зелье.
А на другом берегу реки рассыпалось стадо тучных ленивых коров. Старик, пасущий их, окаменел от долгого бездействия и вынужденного безмолвия. Но когда восточный ветер донес до него благоухание цветов таволги, он встрепенулся. Дуновение взволновало его, и он почувствовал себя молодым и сильным. Скинув бурку, он с хрустом расправил плечи, обернулся и обомлел. Частичка оголенного тела белокожей Сатаней ослепила его.
Сатаней же сначала услышала возглас и лишь потом увидела застывшего в восхищении пастуха. Он не сводил с нее глаз. Воды тихой реки забурлили и поднялись высокими пенными волнами с седыми барашками на гребнях.
– Сатаней, рождённая милоокой Луной, Солнце, неба властитель, отец твой родной.11 Ни одна девушка не сравнится с тобой. Иди ко мне!
Сатаней, завороженная ароматами таволги, подняла глаза. Неведомая сила подтолкнула ее к реке. Хрустальная вода радостно зазвенела и распахнула пенистые объятия. Но тут небесный свод изрыгнул белую молнию, которая безжалостно рассекла вздыбившиеся речные объятия и мокрыми клочьями отбросила их на один из прибрежных валунов. Дурман таволги рассеялся, и все стихло.
Сатаней в изнеможении присела на тот самый валун, а прозрев, словно испуганная лань, собралась бежать прочь.
– Несравненная ни с кем Сатаней! – Громко скрипнул голос пастуха. – Мужской ум, словно кованый булат, все разрубит, а женский ум подобен кладу – все сбережет. Не оставляй на берегу этот камень.
– На что он мне? – Пряча глаза, спросила она.
– Возможно, он исполнит твою заветную мечту.
Сатаней послушала его и унесла домой каменное свидетельство женской слабости. Вернувшись, она спрятала его в дубовый сундук и забыла про него.
Поздней осенью, когда был спет хох12 в честь Мезитха13 и нарты уехали на охоту, в доме Сатаней поселился странный гул, который, нарастая, заставлял ходить его ходуном.
– Что это? – Начала искать источник беды Сатаней. А вскоре поняла, что при приближении к сундуку с тем самым камнем приносящий беспокойство звук стихает и прекращает бить по стенам.
– Не может быть! – Закричала Сатаней, увидев под крышкой сундука пульсирующий камень. Она приложила к нему ухо: он бурлил и кипел. Чтобы заглушить его от чутких ушей нартских женщин, Сатаней плотно запеленала его в плотный шерстяной кокон. Через три дня нити повисли. Сатаней снова густо обмотала камень, и снова пали шерстяные путы.
– О, вездесущий Псатхэ14! Он живой! Он растет! Неужели внутри этого камня мое счастье!? – Не верила своей догадке Сатаней.
Тогда она, приговаривая, положила камень прямо в горячий очаг:
– Впереди лютая зима. Полежи пока в огне, пропекись и согрейся.
С каждым днем камень светился изнутри все ярче и ярче, становился все больше и больше, все горячее и горячее. Это была первая теплая зима Сатаней.
Пролетели холодные месяцы. Свет и тьма разделились поровну, земля ожила и на деревьях набухли почки. В один из дней равноденствия, под звуки первого весеннего грома, камень дал маленькую трещину. Сатаней прибежала ко мне в пещеру.
– Могу ли я довериться тебе, о, бог огня? – Спросила она.
– Разве я ушел с вершины Ошхамахо15 и живу неподалёку от нартов для того, чтобы мне не доверяли? Разве я не занимаю самое почетное место на Хасэ16? – Я был оскорблен ее вопросом.
– О, мастер огня и кузнечного ремесла, прости меня! – Извинилась она.
Но меня было не остановить. Я негодовал.
– О, та, которая научила нартских женщин обрабатывать шерсть и подарила им веретено и ткацкий станок! Но не я ли выковал нартским мужчинам серпы, косы и клещи? Не я ли подарил им острые мечи и крепкие кольчуги? Разве я не живу во благо нартов?
Чернобровая Сатаней устыдилась.
– Основа разума – совет, и он мне очень нужен, Тлепш. Что делать, если в то, о чем нельзя молчать, никто не поверит?
– Тхаухудам17 подобная, Сатаней, – объяснил я ей. – Обратиться к тому, кто за свой совет ничего не возьмет, не страшно.
Сатаней ответила, что не хочет сгореть от стыда. Поэтому предложила своими глазами увидеть невиданную диковину. Сказанное слово – что пуля, выпущенная из ружья. Женщина сказала «пойдем», и я пошел. А когда увидел в очаге пылающий камень, то крайне удивился. Даже я, бог огня и пламени никогда такого не видел.
– Бог неба, Уашхо, что это за Чудо Чудное? – Охнул я. – Многое повидал я на своем веку, о многом слышал, но такое вижу впервые! Неужто Хозяин Душ Псатха прикоснулся к нему?
Я отнес раскаленный камень в кузницу, положил на наковальню и ударил по нему молотом, вложив в удар всю свою могучую силу. Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет. Семь дней и семь ночей работал я с дивным камнем.
Наконец, когда камень раскололся и осколки разлетелись в стороны, в сердцевине мы увидели мальчика. Тело его пылало и дымилось. От него летели горячие искры и клубился пар. Плох тот кузнец, который боится дыма. Меня ли пугать горячими детенышами? Да и прекрасная Сатаней была не из пугливых. Она, как мать, захотела прижать ребенка к груди, но не смогла. Обожглась. Мальчонка упал на подол бешмета18, поджег его и скатился на сырую землю.
Мне ничего не оставалось делать, как схватить его за бедра клещами и окунуть в ледяную воду. Вода зашипела, испуская пар. Семь раз я окунал ребенка в воду и семь раз закипала вода. Я закалял его до тех пор, пока его тело не превратилось в холодную сталь.
– Возьми своего сына, счастливая Сатаней. Он закаленный, крепкий и упругий, как булат.
С того дня в доме Сатаней поселилось долгожданное счастье. Мальчик рос не по дням, а по часам. За один день он вырастал настолько, насколько нартский ребенок вырастал за месяц. Поэтому уже в середине весны ему было больше двух лет.
Да, это было чудо, а чудо, как известно, становится источником многих слухов, потому как язык правит миром.
Слухи о том, что у Сатаней появился ребенок, вышли из села и разлетелись по всей стране Нартов. И дошли они до двоюродной сестры Сатаней, злой колдуньи Барымбух, из рода Тотреш. Она так сильно разозлилась, что не поверила песням джагуако и решилась на неблизкий путь до села нартов.
В день весеннего выгона стада на пастбище19 она распахнула костяной клюкой дверь в дом сестры и увидела у очага мальчика. Он весело играл с углями: бросал в рот горящие и выплевывал потухшие.
У сварливого всегда злость на языке. Изрыгая проклятия, Барымбух набросилась на Сатаней.
– Безмужняя падшая женщина!
– Сестра моя, из своих уст всегда исходит только ложь. Я ждала тебя – мне снились мертвые змеи.
– Откуда у тебя ребенок? Ты что, родила от первого встречного?
– Это приёмный сын. – Спокойно отвечала Сатаней бушующей сестре.
Барымбух не хотела верить. Она была из рода уд20 и предвидела, что сын Сатаней оставит кровавые следы в истории детей из рода Тотреш.
– Если он приемный, то кто его родил? Ты забыла, что «не помнящий своего отца позорит нартскую честь»?!
Сатаней разозлилась. Вытеснив сестру за порог, она достойно ответила:
– Он – сын светоносного удара. Он родился из камня и был закален самим Тлепшем, богом огня и пламени! Поэтому и имя его Сосруко – Сын Камня. Запомни!
Барымбух затряслась от гнева. Сороки, кружившие над ее головой, замертво пали от силы ее проклятий.
– Он – порождение злых духов! Он погубит всех нартов! Одумайся, избавься от него! Начало его жизни станет концом многих других!
– Пусть нечаянно сказанное тобой слово не будет бедой ни для кого другого, сестра моя. – Тихо молвила Сатаней вслед ковылявшей прочь Барымбух.
Вот так у прекрасной Сатаней появился сын, а у нартов сильный и отважный герой, про которого джагуако до сих пор слагают легенды.
________
1. Хыбарыж (хъыбарыжь (каб.-черк.) – предание, сказание, миф. Хыбар (хъыбар), – история, слух.
2. Тлепш – в адыгской мифологии бог кузнечного ремесла, культурный герой.
3. Седьмое дно земли.
4. Нарты – древний народ, упоминаемый народами Северного Кавказа в легендах и сказаниях.
5. Сосруко – главный герой нартского эпоса.
6. Джагуако (Джэгуак-уэ, каб.-черк. язык) – общее название артистов и певцов-импровизаторов у адыгских народов.
7. Сатаней – ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.
8. Уашхо (Уащхъуэ, каб.-черк. язык) – бог неба, в буквальном переводе «сине-зеленое небо», небесный свод.
9. По легенде, Сатаней попросила у Солнца остановиться, и оно остановилось на три дня! С тех пор дни летнего солнцестояния, считают днями Сатаней. 20/21 июня.
10. Таволга – Лабазник вязолистный, таволга вязолистная. Сатаней – кабардинское название лабазника.
11. Из Нартского эпоса.
12. Хох (хъуэхъу, каб.–черк.) – тост, здравица, пожелания.
13. Мезитха (Мэзытхьэ, каб.-черк.) – бог лесов и охоты, покровитель диких зверей в адыгской мифологии.
14. Псатха (Псатхьэ, каб.-черк.) – бог живых, жизни (бог души).
15. Ошхамахо ( Iуащхьэмахуэ, каб.-черк.) – название горы Эльбрус на кабардинском и черкесском языках. Означает «гора счастья».
16. Хасэ – народное собрание.
17. Тхаухуд – букв. «ангел». В произведениях фольклора обозначает фею, красивую, изящную девушку.
18. Бешмет – открытая одежда до колен. Бешмет плотно облегает грудь и талию, а рукава длинные и узкие.
19. Апрель, середина весны. Дни выгона стада на пастбище, стрижки, отделения ягнят от отары и т.д. адыги обставляли массовыми церемониями.
20. Удды (мн.ч.) – нечистая сила, ведьмы в адыгском фольклоре.