Сказка на все времена
Представив на своей обновлённой сцене премьеру спектакля «Сказ про Федота-стрельца», труппа Республиканского русского театра драмы и комедии (Калмыкия) уже на следующий день отправилась в Дагестан. Легендарную постановку показали на сцене Лакского театра в рамках обменных гастролей.
С момента выхода в свет сатирического произведения Леонида Филатова по мотивам русского фольклора прошло более 30 лет, а оно по-прежнему актуально, что наглядно демонстрирует работа заслуженного деятеля искусств России, режиссёра Бориса Манджиева, поставившего эту пьесу у себя на родине.
«Сказ про Федота-стрельца» был создан авторами как мюзикл-буфф. Борис и его брат, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, композитор Аркадий Манджиев задумывали постановку в буффонадном ключе, сценическое оформление, костюмы и реквизит также продуманы в утрированно комической форме.
Фееричный спектакль сохраняет остроумие и вневременную сатирическую актуальность текста филатовской пьесы. Борис Манджиев именует театральную постановку премьерой или новым прочтением. По мнению гендиректора, народного артиста Калмыкии Виктора Хаптаханова спектакль действительно заиграл новыми красками.
– Казалось бы, задачи остались те же, однако впечатления у зрителей как от просмотра двух совершенно разных постановок. Актёры, на мой взгляд, справились со своей задачей, да и зрительские овации говорят о том, что спектакль удался, – поделился своими впечатлениями Хаптаханов, добавив, что театр осуществил капитальное возобновление легендарного спектакля из своего репертуара, который 20 лет назад получил широкое признание в российском театральном мире.
Спектакли по мотивам произведений современных авторов – взвешенное решение руководства театра. И как отмечает Хаптаханов, театр не отходит от классических произведений.
– Мы не тяготеем к авангардным веяниям, которыми пестрят афиши российских и международных театров. Возможно, кого-то они привлекают из-за эпатажности, но не нас. Классика – она на века, – подытожил он.
– Мы с большой радостью приехали в Дагестан. Это вторые обменные гастроли двух республик. 24 марта труппа Лакского театра с большим успехом представила зрителям Элисты один из лучших своих спектаклей «Укрощение строптивой» по пьесе Уильяма Шекспира. Блестящий трёхчасовой спектакль был встречен жителями нашего города продолжительными аплодисментами, – вспоминает руководитель литературно-драматургической части Ирина Горяшкиева. – Сегодня мы привезли произведение современной российской драматургии. С этим спектаклем объездили почти всю Россию. В 2000 году мюзикл стал главным событием Международного фестиваля русских театров в Йошкар-Оле, а спустя год был отмечен на VI Всероссийском театральном фестивале «Голоса истории» в Вологде (дипломов за режиссуру, за лучшую мужскую и женскую роли был удостоены режиссёр Б. Манджиев, актёры А. Щеглов, Л. Мансурова, Е. Судакова) и записан на «Радио России» (несколько раз прозвучал в эфире). На мой взгляд, в первом составе он не прожил долгую жизнь из-за своей энергозатратности.
Состав театра из Калмыкии небольшой – в нём работает 61 человек, а в труппе всего 20. Оживить филатовских героев не так-то просто. Но с этой задачей артисты справились на отлично. Для выпускника Краснодарского института культуры Антона Савенко роль Федота-стрельца – первая главная роль.
– Актёрская игра, безусловно, важна, декорации и костюмы тоже вносят свою лепту. Но если спектакль ни о чём и не трогает душу, можно считать его несостоявшимся, – считает он. – Надеюсь, что нам удалось передать всю палитру чувств. В пьесе затронуты актуальные темы: чиновники и коррупция, справедливость в жизни, жизнь русского народа, извечные беды России и, конечно же, лейтмотивом проходит тема любви. Федот не просто главный герой повествования, он олицетворение русского человека, которого можно гнуть до поры до времени, но когда посягают на его родной дом и семью, готов уже на всё, чтобы отстоять их.
Баба-Яга хотя и напоминает фольклорную, но явно отличается от последней своим простодушием.
– Моя героиня с лёгкостью необыкновенной советует отправить Федота на тот свет, не испытывая при этом никаких угрызений совести, – рассказывает актриса Зоя Кузыченко. – Но признаюсь, что рада такому опыту – получаю удовольствие от игры. Впервые в своей творческой карьере играю отрицательного персонажа.
Насыщенный смехом, задором, танцами и шутками спектакль влечёт в волшебный мир русской сказки, полный искромётного юмора и едкой злободневной сатиры. Яркие образы гротескны и узнаваемы, а сюжет традиционен для многих русских народных сказок: сварливый царь, желая извести своего верного стрельца Федота и заполучить его красавицу-жену Марусю, придумывает для него невыполнимые задания. Но удача всегда на стороне тех, кто за правду и любовь. Благодаря фантазии постановочной группы спектакль талантливо и иронично «подмигивает» сегодняшнему дню. Яркая постановка с музыкой, танцами и песнями не оставила равнодушным дагестанского зрителя – смех и продолжительные овации долго не утихали в зрительном зале.