X
00:45 26.06.2018

Сколько чудес в глине

Уроки мастера. Как многозначимы эти два коротких слова для пробующих силы в своей профессии, равно как и для тех, кто с благодарностью оглядывается на свой путь, вспоминая наставника, который примером в трудолюбии, творческим отношением к делу формировал талант настоящего творца в любой специальности. А вот музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» совместно с художественно-графическим факультетом Дагпедуниверситета наглядно показал, какого совершенства можно достичь в обработке самой обычной глины, если посчастливилось встретить Мастера с большой буквы. И показали они это выставкой «Уроки мастера Магомеда Манилмагомедовича», которая открылась на днях на площадке худграфа ДГПУ.

Профессор, заслуженный деятель искусств РД, председатель Союза мастеров Дагестана Магомед Омаров – выпускник вуза. За время работы на факультете руководителем учебно-творческой мастерской по керамике обучил с 1982 года более тысячи студентов ваянию из глины удивительных произведений искусства, о чем свидетельствует выставка изделий мастера и его учеников.

Здесь сотни больших и малых скульптур: добрых и ироничных стариков и старушек, пускающихся в пляс под аккомпанемент гармошки, барабанов, дудочек, зурны, так залихватски владеющих народными инструментами, горцев в национальной одежде и папахе, древних башен, аулов, чудом примостившихся на глиняных боках разных размеров и оттенков сосудов таких чистых линий, что диву даешься их выверенности без каких бы то ни было приборов, механизмов; они сделаны старинным способом вытягивания вручную комка глины на гончарном круге.

Все эти глиняные изваяния до боли знакомые, но в каждом что-то затаенное, ни на что не похожее, свое. Это слияние реальности и вымысла, полное радости и света. Они поражают, удивляют, несут в себе чисто народное понимание жизни, элементы бытового уклада горцев. Добрый взгляд на проявление горского менталитета рождает теплое отношение к героям отдельных скульптур и групповых композиций, сельским сценам.

Умудренный опытом и знаниями Магомед Омаров всегда находит оригинальные идеи и создает многообразные декоративные формы и образы от мелких до пространственных – от маленького ослика, груженного полными хурджинами, до высоченных в 2,5 метра горских башен и минаретов, женских фигур.

Поражает высокая фигура обнаженной до пояса с точеными формами молодой женщины, сбрасывающей с себя… кору могучего дерева. Автору видится за корявой корой нежное тело красавицы, переносящее нас в языческий мир верований, преданий. В исполнении мастера вовсе нет натурализма, присутствует мера достоверности, эстетики, красоты. Чем навеяна тема этой скульптуры? Сказками о Царевне-лягушке, о хозяйке Медной горы, а может, придуманной Мастером своей легендой?

А вот могучий бык несет на себе прекрасную, прикрытую струящимися тканями другую красивую женщину. Явно эта композиция навеяна сюжетом известной картины «Похищение Европы», тема которой подсказана древнегреческим мифом о похищении громовержцем Зевсом красавицы Европы.

Поражает разнообразие форм и типов декорированных сосудов. В них прообразы не только дагестанской архаики, но и встречающихся в античной, восточной керамике. Весьма интересны сосуды, напоминающие индуистские средневековые храмы, есть кувшины, украшенные архаическими знаками, символами, крестами, символизирующими доисламское прошлое Дагестана. Многочисленные крупные маски народов мира так притягательны своей загадочностью и мистикой.

История гончарного ремесла берет корни в далекой древности. С глиной человек знаком с незапамятных времен. На протяжении столетий Дагестан смог сохранить самобытную культуру, наиболее архаичную из ремесел – гончарное дело. «Глина – материал живой и благородный», – так о предмете своей профессиональной страсти говорит Магомед Омаров. Его ученики на деле подтверждают слова мастера: тут же на выставочной площадке они показывают мастер-класс: из небольшого комка исходного материала лепят ироничного горца в черкеске и папахе, черепаху, несущую на себе мощный панцирь…

Поздравить с открытием выставки пришли и уже седые, и совсем молодые его ученики. Одна из них – Динара Джанбатырова, окончившая худграф шесть лет назад. В ее дипломе обозначена специальность учителя рисования. Но уроки профессора – мастера по керамике Магомеда Манилмагомедовича – помогли ей стать декоратором в крупной кондитерской Махачкалы. Она украшает торты на заказ к праздникам, юбилейным торжествам, создавая фигурки тех самых юбиляров с портретным сходством, цветами, виньетками, для детей – с героями мультиков.

– Со второго курса я регулярно посещала уроки профессора. Лепка – увлекательное занятие, которое помогло мне определиться в жизни, приобрести специальность, имеющую спрос, хорошо оплачиваемую, – с благодарностью своему учителю говорит Динара.

В числе ведущих педагогов худграфа М. Омаров прививает студентам вкус творчества, широту взглядов на прикладное искусство в традициях народного мастерства. У него своя методика преподавания, которой с большим успехом пользуются педагоги не только в Дагестане, но и в других регионах России. Магомед Манилмагомедович много лет сотрудничал с Карачаево-Черкесским университетом, Чеченским пединститутом, оказывал им практическую помощь в оборудовании мастерских для занятий керамикой.

Работы студентов, выполненные под руководством профессора, как показала выставка, хранят историю Дагестана, быт и культуру многонационального региона. Его уроки воспитывают у студенческой молодежи подлинную любовь к народной культуре, развивают их ум и чувства, способность понимать нравственные и эстетические ценности. Стремясь к бездонному пространству красоты, привлечению к его глубинам как можно больше людей, издает популярные книжки по лепке и керамике: «Пластическая анатомия», «Художественная керамика»…

О его заслугах на открытии выставки «Уроки мастера» говорили многие педагоги, художники, ученики. И все дружно подчеркивали, что такое искусство, рожденное в недрах культуры дагестанских народов, не должно угаснуть. И модернизация в образовательном процессе в учебных заведениях республики должна быть направлена на сохранение и развитие прикладного искусства.

Статьи из «Культура»

Срез времени

52
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

192
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

10
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

247
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

22
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

28
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...