Скульптура – продолжение меня
Выставка, посвященная 70-летию известного скульптора, заслуженного художника России и Дагестана Али-Гаджи Сайгидова, открылась в выставочном зале Союза художников республики. Ретроспективная экспозиция максимально охватила самые значимые этапы творческого пути мастера.
С его работами мы встречаемся почти каждый день. Памятник Русской учительнице в парке Ак-гель в Редукторном поселке Махачкалы, бюст Героя Советского Союза подводника Магомеда Гаджиева, памятник народному поэту Дагестана Ирчи Казаку… Продолжать можно долго. Еще больше у художника нереализованных творческих задумок. Организаторы выставки решили познакомить дагестанцев со всем этим богатством.
Открывая выставку, председатель правления Союза художников Дагестана Магомедали Магомедов отметил, что Али-Гаджи Сайгидов – один из тех талантливых мастеров, который успешно работает как в классической скульптуре, так и в абстракции, ему одинаково успешно удается проявить свой талант в монументальных и в малых скульптурных формах.
— Это человек большого таланта, который каждодневной работой над собой добился того, что его скульптуры всегда узнаваемы, в них есть свой стиль, почерк. Оригинальность пластического языка его работ завораживает. Автор принял участие во многих выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Нальчике, Ростове-на-Дону, Баку… Все это – часть сложного пути мастера, по которому он продолжает идти, не переставая созидать на творческой ниве, – отметил Магомедали Магомедов.
По завершении торжественной части гости познакомились с работами автора. В экспозиции представлены графические эскизы разных периодов, многочисленные скульптурные композиции, в том числе миниатюрные копии памятников, многие из которых установлены в столице Дагестана: «Мать и дитя», «Семья», «Ожидание», «Испуганная мать», «Педагог», памятники Расулу Гамзатову, генералу Танкаеву, Александру Пушкину.
Общаясь с гостями, Али-Гаджи Магомедовичу не раз приходилось отвечать на часто задаваемые вопросы:
— Что значит для вас скульптура?
— Это продолжение меня, – отвечал мастер. – Так я создаю новую реальность.
— Что, по-вашему, необходимо, чтобы работы художника-скульптора узнавали и ценили?
— Мне кажется, хороший скульптор – это мастер на все руки. Талант художника, отточенная техника, чувство камня – без этого никуда. Мне в этом плане повезло – я окончил Академию художеств, где преподаватели очень многое в меня вложили. Обучая нас мастерству, наши учителя не мешали естественному проявлению творческой личности.
— Али-Гаджи Магомедович, на выставке вы представили и графические свои работы.
— Это тоже часть моего творческого мира, мои мысли, идеи на бумаге. Я, как мои дед и отец, разговариваю со своими будущими работами. Они словно живые ведут меня, советуют, подсказывают, что оставить, а что убрать. В итоге получается, что от первоначального замысла практически ничего не остается. Неосуществленное в камне затем переходит на бумагу, и я успокаиваюсь.
— Во многих своих скульптурах вы в абстрактной форме передаете разные человеческие чувства и эмоции – страх, разочарование, любовь…
— В этих работах – мои мысли о человеческом бытии, мое соучастие как художника во всем происходящем. Зритель вначале может и не согласиться со мной, не понять моего видения, но в конце концов побеждают насыщенность эмоциональной нагрузки, внутренняя энергия.
— Среди представленных скульптур есть памятник Расулу Гамзатову, установленный у Театра поэзии. Вас связывала дружба с поэтом?
— К счастью, мне довелось лично знать Расула, и я благодарен судьбе за это, рад, что смог увековечить в своей работе его образ. Его поэзия – настоящий дар нам всем. Кстати, Расул Гамзатович посвятил мне несколько своих строк. В стихотворении «Скульптору, который делает памятник матери» он обращается с такими словами:
… Памятник ставь, не жалея усердья,
Той, что векам подарила бессмертье
После такого напутствия мне ничего другого не остается, кроме как творить и творить, воплощая все свои сокровенные мысли, преображая реальность вокруг себя.
И он продолжает работать, воплощая в жизнь самые смелые творческие идеи. А в перерывах между работой, прогуливаясь по улицам столицы, Али-Гаджи Магомедович встречается со своими детьми-скульптурами.
— Каждая из них здоровается со мной, и каждая – по-своему, – делится художник.