X
08:54 09.06.2011

Скульптурное великолепие Клодта

Художник исключительного дарования из семьи военных шведского аристократического происхождения барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург получил известность в России и Европе не только как создатель известных памятников и монументов (можно вспомнить, например, четыре бронзовые группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту, памятник баснописцу И.Крылову в Летнем саду С-Петербурга), но и как талантливый скульптор- анималист, явившийся фактически основателем этого жанра в России.

Карьера подпоручика артиллерии Петра Клодта стремительно развивалась на художественном поприще после его выхода в отставку в 1828г. Став вольнослушателем Академии художеств в 1830г., он много работал самостоятельно, а двумя годами позже гипсовые модели скульптурных композиций «Укротители коней»- важный правительственный заказ, доверенный молодому скульптору, практически самоучке, лично одобрил и утвердил император Николай I.

Петр Клодт – великий труженик, будучи прирожденным монументалистом, не забывал и занятия малой пластикой. Высокий художественный уровень его работ в области скульптуры, их безупречное исполнение способствовали успеху мастера в артистических и высших аристократических, правительственных кругах. Достаточно сказать, что его конная композиция – заказ Николая I, украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны. Надо заметить, что творчество Клодта своей строгой сдержанностью, стремлением к благородной простоте, соединенными с величием духа, вообще импонировало Николаю I, в очередной раз отдавшему в 1849г. предпочтение эскизу памятника баснописцу И. Крылову, созданному Клодтом, а не проектным рисункам Пименова, специально приехавшего из Италии для участия в конкурсе.

Интенсивная деятельность Петра Клодта нашла свое отражение также и в развитии бронзолитейного дела в России. Руководя литейной мастерской, он лично занялся усовершенствованием техники литья, добившись в этом деле больших успехов, принимал заказы и других художников (скульптурное оформление Исаакиевского собора).

Работы самого Петра Клодта, исполненные в малой пластике, отливались как на чугунолитейном уральском заводе в Каслях, так и на бронзолитейных заводах по купленным у него гипсовым моделям. Так, расположенная в разделе, посвященном Кавказской войне, в ДМИИ бронзовая фигура «Лошадь» отлита на заводе К. Верфеля в С.-Петербурге, о чем свидетельствует клеймо на боковой нижней части скульптуры. На цоколе выгравирована и другая надпись, свидетельствующая о том, что она являлась собственностью Академии художеств.

Бронза издревле была излюбленным материалом многих скульпторов, так как хорошо передавала все тонкости фактурной поверхности, стилистической манеры того или иного мастера. Возможно, потому и Петр Клодт отдавал ей предпочтение, целенаправленно добиваясь максимальной приближенности к оригинальной модели.

На творчество мастера заметное влияние оказал строгий стиль — неоклассицизм, распространенный с конца ХVIII и в первой трети ХIX вв., отличающийся равновесием и упорядоченностью всех частей композиции и формы. У Клодта, с его исконным тяготением к обобщенным, монументальным формам, он отражен даже в небольших по формату вещах, включая и выставленную в нашем музее скульптуру «Конь». Четкий, ясный силуэт мускулистой, крепкой конской фигуры еще издали хорошо читается на фоне стены зала. В этой работе великолепное знание анатомии лошади не мешает, а помогает скульптору выразить ее природные свойства. Статуэтка имеет как бы двойственные черты — это и изображение конкретного животного с присущими ему чертами, и воплощение обобщенного образа лошади с ее исконными, столь восхищающими людей силой и благородной красотой, глубинное понимание натуры животного.

Именно высочайшее профессиональное мастерство произведений Клодта, члена Парижской, Римской, Берлинской академий художеств, органично слитое с приподнятостью духа, высокими устремлениями эпохи, сделали как монументальные, так и произведения малой «кабинетной» пластики мастера столь ценимыми среди художников и коллекционеров.

Статьи из «Культура»

Ихтиандр, который не испугался акул

45
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

7
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

13
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

21
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Праздник дружбы и единства

6
В минувшую субботу, в День Конституции Дагестана, главного закона, скрепившего единство...

Беззаветно служила Мельпомене

21
10 лет назад ушла из жизни народная артистка России Инесса Алимовна Курумова (на снимке). «Вся...

Неповторимый мир мастера

41
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

66
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

Музыка стала судьбой

15
Чайковский, Рахманинов, Паганини, Вивальди, Сен-Санс… В Кумыкском театре на днях вновь ожили...

А если бы не это фото?..

71
Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не...

Исповедь перед вечностью

42
Союз Станислава Сущевского и Фаины Графченко сравним с двумя нотами одного аккорда. Он –...

Шамиль и его сын

11
Итальянские режиссеры Виктор Туржанский и Джорджо Ривалто сняли 65 лет назад эпический приключенческий фильм под названием «Казаки». В центре сюжета – имам Шамиль...