Купить PDF-версию
X
08:54 09.06.2011

Скульптурное великолепие Клодта

Художник исключительного дарования из семьи военных шведского аристократического происхождения барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург получил известность в России и Европе не только как создатель известных памятников и монументов (можно вспомнить, например, четыре бронзовые группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту, памятник баснописцу И.Крылову в Летнем саду С-Петербурга), но и как талантливый скульптор- анималист, явившийся фактически основателем этого жанра в России.

Карьера подпоручика артиллерии Петра Клодта стремительно развивалась на художественном поприще после его выхода в отставку в 1828г. Став вольнослушателем Академии художеств в 1830г., он много работал самостоятельно, а двумя годами позже гипсовые модели скульптурных композиций «Укротители коней»- важный правительственный заказ, доверенный молодому скульптору, практически самоучке, лично одобрил и утвердил император Николай I.

Петр Клодт – великий труженик, будучи прирожденным монументалистом, не забывал и занятия малой пластикой. Высокий художественный уровень его работ в области скульптуры, их безупречное исполнение способствовали успеху мастера в артистических и высших аристократических, правительственных кругах. Достаточно сказать, что его конная композиция – заказ Николая I, украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны. Надо заметить, что творчество Клодта своей строгой сдержанностью, стремлением к благородной простоте, соединенными с величием духа, вообще импонировало Николаю I, в очередной раз отдавшему в 1849г. предпочтение эскизу памятника баснописцу И. Крылову, созданному Клодтом, а не проектным рисункам Пименова, специально приехавшего из Италии для участия в конкурсе.

Интенсивная деятельность Петра Клодта нашла свое отражение также и в развитии бронзолитейного дела в России. Руководя литейной мастерской, он лично занялся усовершенствованием техники литья, добившись в этом деле больших успехов, принимал заказы и других художников (скульптурное оформление Исаакиевского собора).

Работы самого Петра Клодта, исполненные в малой пластике, отливались как на чугунолитейном уральском заводе в Каслях, так и на бронзолитейных заводах по купленным у него гипсовым моделям. Так, расположенная в разделе, посвященном Кавказской войне, в ДМИИ бронзовая фигура «Лошадь» отлита на заводе К. Верфеля в С.-Петербурге, о чем свидетельствует клеймо на боковой нижней части скульптуры. На цоколе выгравирована и другая надпись, свидетельствующая о том, что она являлась собственностью Академии художеств.

Бронза издревле была излюбленным материалом многих скульпторов, так как хорошо передавала все тонкости фактурной поверхности, стилистической манеры того или иного мастера. Возможно, потому и Петр Клодт отдавал ей предпочтение, целенаправленно добиваясь максимальной приближенности к оригинальной модели.

На творчество мастера заметное влияние оказал строгий стиль — неоклассицизм, распространенный с конца ХVIII и в первой трети ХIX вв., отличающийся равновесием и упорядоченностью всех частей композиции и формы. У Клодта, с его исконным тяготением к обобщенным, монументальным формам, он отражен даже в небольших по формату вещах, включая и выставленную в нашем музее скульптуру «Конь». Четкий, ясный силуэт мускулистой, крепкой конской фигуры еще издали хорошо читается на фоне стены зала. В этой работе великолепное знание анатомии лошади не мешает, а помогает скульптору выразить ее природные свойства. Статуэтка имеет как бы двойственные черты — это и изображение конкретного животного с присущими ему чертами, и воплощение обобщенного образа лошади с ее исконными, столь восхищающими людей силой и благородной красотой, глубинное понимание натуры животного.

Именно высочайшее профессиональное мастерство произведений Клодта, члена Парижской, Римской, Берлинской академий художеств, органично слитое с приподнятостью духа, высокими устремлениями эпохи, сделали как монументальные, так и произведения малой «кабинетной» пластики мастера столь ценимыми среди художников и коллекционеров.

Статьи из «Культура»

Мастер, увековечивший эпос

1
В древнем селении Ахты, что в сердце Южного Дагестана, произошло событие, которого ждали...

Оружейных дел нюансы

1
Саид Саидов (на снимке) работал в инструментальном цехе, познавая секреты этого мастерства....

Душа горца

1
День оружейника – еще один особый день в нашем календаре. Конечно, наша республика не...

Кукольная история от Жанны Меджидовой

2
Взгляд выхватывает ироничную улыбку «великого...

Зурнач, ставший народным поэтом

4
В этом году исполняется уже 50 лет как ушел из жизни...

С песней в сердце

3
В читальном зале Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова с 20 сентября 2025 г. будет...

Неповторимый мир волшебства Юсупа Магомедова

6
Когда-то итальянский художник и ученый...

В поддержку СВО

5
В Кумыкском театре им. А. Салаватова прошел благотворительный концерт автора и исполнителя...

Большая дружная семья

5
Благотворительный праздничный концерт «Дагестан – мой край родной» состоялся 15 сентября в...

Хранитель народных традиций

6
В Курахском районе есть село Икра, знаменитое своими ремесленниками, оружейниками. Развито...

Взрывайтесь, гормоны радости!

94
Среди необычных праздников в мировом календаре найдутся особые даты для заядлых сладкоежек....

Армянская классика на дагестанской сцене

46
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...