X
12:11 27.11.2020

Слепая печать с древностей

После каждой встречи с Джамилей Дагировой выходишь с грузом размышлений и массой новых тем. Но не бывает с ней так, чтобы встретились, разобрали, например, современное искусство по косточкам, рассказали народу и всё на этом. Она запросто со знанием дела расскажет о резных камнях в Дагестане, редких кялагаях, научит создавать выставки, которые еще долго и шумно будут обсуждать. К этому мы еще вернемся. А повод для сегодняшней встречи ее любимое хобби – фроттаж.

Многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное развлечение, когда мы клали монетку под лист бумаги и закрашивали сверху простым графитным карандашом. Выходила еще одна монетка, совсем как настоящая. Эта техника изображения и называется фроттаж. Но фроттаж для искусствоведа – это непросто натирание листа бумаги карандашом, а способ дать новую жизнь произведениям искусства, историческим памятникам. И надо сказать, что этот вид, несмотря на, казалось бы, простоту воспроизведения, поддается не всем. По себе знаю. Ездили с Джамилей Дагировой в горы. Я с фотоаппаратом и с диктофоном, а она с кипой газетных бумаг и карандашами. Посетили старинное кладбище с невозможно красивыми памятниками, которые время повалило на землю, погрузило в почву. Мы ведем себя тихо, говорим шепотом. И прежде чем взяться за дело, Джамиля Дагирова советует прочесть молитву и попросить прощения за нарушенный покой. Она всегда так делает, если речь идет о святыне.

Наблюдаю за тем, как лист чистой бумаги покрывается изображением еще более четким и разборчивым, нежели в оригинале, вырисовываются детали, куски, образы, и вот на поверхности бумаги старая история на новый лад. Повторяю за художником. И всё у меня выходит не так, всё не то. Нужны навыки, а их у меня нет. За основу Джамиля Дагирова берет как композицию в целом, так и отдельные элементы, и они в итоге образуют вполне самостоятельную историю.

— Заниматься фроттажем или, как его еще называют эстампажем, я начала более тридцати лет назад для своей научной работы, посвященной средневековым каменным рельефам аула Кубачи. Процесс оказался настолько увлекательным и полезным во всех смыслах, что слепая печать с древностей стала для меня большим творческим увлечением. За эти годы в моей коллекции эстампов собралось несколько сот образцов, созданных в разных уголках Дагестана: Кубачи, Кала-Корейш, Гебгуда, Акуша, предметы из частных, личных и музейных собраний, — рассказывает художник, указывая на работы, развешанные на стенах кабинета. Они же участники многих выставок в республике и в Северной Осетии.

Сейчас мы сидим в ее кабинете в культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А. Тахо-Годи. На стенах висят черно-белые изображения с загадочными орнаментами и рисунками, сделанные в разных районах республики и за ее пределами – это фроттажи с резных камней. Некоторых памятников больше и нет, как в случае с резными камнями, датируемыми XI веком. Они были найдены в Тляратинском районе, но остались в истории благодаря увлечению художника. Эти работы бесценны.

Но не все камни готовы к контакту. Следующий случай вообще из жанра мистики. Было это в с. Гебгуда двадцать лет назад. День обещал быть ясным. Она пошла снимать фроттажи с надмогильных стел, сделала фотографии, разложила бумагу и только приступила к работе, как мгновенно утро превратилось в ночь, разразился гром, ударили молнии, пошел дождь с градом. Она тут же собрала весь материал и побежала прочь. Только спустилась за гору, как погода прояснилась.

— Разве это случайность? – задается она вопросом. – Конечно, в Дагестане есть места, наделенные силой, их много, и оно – одно из них. Место поклонения представляет собой нишу, в которую складываются надмогильные памятники, обнаруженные на местности, и все они христианские – на них изображены кресты. Туда приходят, читают молитву и складывают камешки, – рассказывает Дагирова.

А свои первые работы она сделала, будучи еще аспиранткой, и именно в Национальном музее РД, куда через двадцать пять лет пришла работать. Сегодня она замдиректора и руководитель культурно-выставочного центра.

Искусствовед рассказывает, что авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту, он создавал большое количество своих работ необычным методом. Техника была разработана им в 1925 году. Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.

Цагуры, учалтаны, сундуки, подносы, водоносные и водолейные кувшины, крышки и чаши, тимпаны, колонны, декоративные каменные плиты – вставки в стену, надмогильные стелы и саркофаги, мемориальные плиты, выполненные в дереве, металле и камне на протяжении многих лет подвергались автором художественному эстампированию. Созданные ею эстампы по-новому раскрывают всю красоту и великолепие народного искусства и совершенно по-иному воздействуют на зрителя, да и на самого художника. Пока делаешь, в голове рождается масса эпизодов из прошлой жизни, которую ты никогда раньше не видела. Например, с кем дружили, о чем думали, чего желали, что знали, во что верили или не верили, каким мастерством владели наши предки и какими они были художниками.

Среди множества работ – фроттаж со старинного иранского подноса из собрания музея. Всё его поле украшено изображениями героев и сюжетными композициями из всемирно известной поэмы Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей», рассказывающая о древнем Иране, его правителях и событиях с древних времен до VII в.). Поднос расписан многочисленными миниатюрами, на которых шахиншах изображен в окружении своих подданных, зверей и мифических птиц. Также на нем изображены восемь известных шахов и царей эпохи Cасанидов, которые упоминаются в «Шахнаме».

— Технические приемы декорировки поверхности предметов народного быта испокон веков отличались богатством и разнообразием, одновременно они сродни и традиционным граверным техникам – гравировка, резьба – рельефная, плоская, линейная, выемчатая, штриховая. Это навело на мысль о возможности их «копировать», «отпечатывать», и таким образом попытаться выявить еще один пласт (слой, смысл) народного декоративно-прикладного искусства – изобразительный. Как правило, произведения традиционно воспринимаются как предмет в неразрывном единстве всех его составляющих – формы, материала и декора. Хотя каждое из них заслуживает отдельного вдумчивого изучения, – объясняет искусствовед. – Изобразительный слой предмета – «рисунки» и «орнаменты» – порой трудно разглядеть и осмыслить. За абсолютным обаянием народного объекта мы подчас теряем бдительность. Но стоит присмотреться, так сказать, абстрагироваться от общего, и мы обнаруживаем еще один, другой мир – богатый, фантастический, который живет в объекте своей жизнью – со своей формой, композицией, сюжетом, линией и цветом. Бумага, копировальная калька, графитный карандаш и простые движения по снятию, протирке рождают отпечаток, оттиск с произведения искусства, рождают еще одно произведение искусства, еще один текст. И он буквально читается. При исполнении эстампов я практически не вмешиваюсь в рисунок готового листа, не произвожу дополнительной проработки изображений, корректировки. Возникающая первозданность, первый слой интересен и ценен, ведь он по сути такой же оригинал, как и сам предмет. Я лишь собиратель этих замечательных «картин», которые можно бесконечно рассматривать, изучать и наслаждаться их красотой.

Статьи из «Культура»

Срез времени

3
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

226
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...