Сегодня часто задумываешься о времени, людях, настоящем и будущем Дагестана. Об этом много публикаций, среди которых встречаются такие, что невольно думаешь: чьим интересам они служат. Мне думается, все мы должны служить нашему народу, родному Дагестану. И еще я подумал, нельзя ли в нашей жизни искать больше позитивного, чему можно было бы подражать. Республика ведь трудится при всех сложностях — политических, экономических. Ежедневно что-то для общего блага делается. И делается людьми, с которых можно взять пример. Правда, при жизни человека мы бываем скупы на похвалу. А сколько в свое время добрых слов можно было адресовать Тотурбию Джакаевичу Тотурбиеву.
Славный сын кумыкского народа, нашего Дагестана, он честно служил своему народу, сделал много добрых и нужных дагестанцам дел. Он принадлежал Дагестану. Сегодня его нет с нами. Нет физически. Он для друзей, родных, большинства дагестанцев жив, он в нашей памяти и сердцах.
Еще до личного с ним знакомства я услышал много приятных, очень лестных отзывов о нем. Тогда впервые зародилась у меня гордость за своего односельчанина. Было приятно слышать, с каким почтением произносили люди имя – Тотурбий. Не многим удается при жизни заслужить всеобщее уважение, похвалу и признательность.
Рассказывали, что этот чрезвычайно занятый человек по службе никому из посетителей не отказывал в приеме, и все они выходили из его служебного кабинета
удовлетворенными состоявшейся беседой. И до сих пор помнят люди о его доброте, преданности делу, верности дружбе, заботе о нуждах людей, будущем Дагестана.
Уроженец Хунзаха, Газиев Зубаир Магомедович вспоминает о его порядочности, трудолюбии, профессионализме, преданности людям и ответственности перед ними.
И таких воспоминаний очень много. Помнят его грандиозные стройки, каналы, по которым пошла долгожданная вода в населенные пункты, на посевные поля, рисовые чеки.
Недавно в горном лезгинском селении на митинге по случаю пуска долгожданного объекта выступающий с благодарностью вспомнил Тотурбия, положившего начало стройке, и утверждал, что если бы он был жив, давно бы этот объект функционировал.
Благодарный дагестанский народ помнит сына своего.
Как бы хотелось по достоинству оценить вклад в политику, социально-экономическое развитие РД достойного сына нашего народа, Дагестана – Тотурбия Джакаевича Тотурбиева.
Тотурбий был крупным и талантливым хозяйственным руководителем. Несколько лет он возглавлял многотысячный коллектив объединения «Главдагестанводстрой».
Приложил много усилий для развития и укрепления материально-технической базы этого объединения. Его усилиями в разных районах, где есть целесообразность, были созданы новые строительные предприятия. Сеть таких подразделений «Главдагестанводстроя» в бытность руководителем Тотурбия заметно возросла.
Говорят, в советское время в союзных министерствах и ведомствах надо было все выбивать. Не знаю, занимался этим Тотурбий, но, насколько в свое время был наслышан, на подведомственных ему предприятиях автотранспорта, спецтехники, стройматериалов было вполне достаточно, чтобы успешно решать задачи, заниматься по всей республике строительством необходимых объектов.
Он фундаментально и качественно строил жилье, чтобы решить такую острую проблему, как обеспечение нуждающихся в жилье. А сколько объектов соцкультбыта, объектов профилактики здоровья детей. Не все эти объекты еще разграблены, растащены, присвоены, они стоят как памятники Тотурбию, заботившемуся о людях, ныне живущих и здравствующих. Трудом своим служил народу, заслужил его любовь и уважение.
Его забота о людях, знание жизни республики, беспокойство о будущем Дагестана характеризовало его как настоящего политика.
В смутные 90-е годы мы оба были народными депутатами ДАССР (позже Республики Дагестан) одного созыва. В те годы появились национальные движения, фронты, сторонники разного подхода к тому, с кем быть Дагестану, с Россией или нет, и к тому, что будет с Дагестаном. Многие демократию понимали как вседозволенность.
На корабле под названием Дагестан, держащий верный курс, ориентированный на единый Дагестан в составе России, направленный на решение проблем каждого народа, Тотурбий был один из лоцманов, которые указывали верный курс этому кораблю.
Тотурбий не любил высовываться, всегда держался скромно. Он был не избранным, а признанным лидером своего народа. Не раз бывало, что по сложным политическим вопросам депутаты советовались с Тотурбием.
О таких ярких личностях трудно писать. Боюсь, что у меня не хватило умения, запаса слов раскрыть его величие, показать, какой он выдающийся человек, какую огромную лепту внес в экономику, политическое и государственное устройство, стабильность, сплоченность и дружбу народов нашей республики.
Я попытался рассказать о достойном сыне Дагестана нынешнему поколению. Понимаю, что портрет получился не совсем полный. Я бы хотел предложить журналистам собрать и опубликовать о нем более полный и содержательный материал.
Я горжусь, что мы с ним односельчане из Эндирея, известного не только в Дагестане, старинного с богатой историей селения.