Слушай это как музыку
Незаменимых нет. Но не всегда. Брешь, которую оставил уход Сабира Гейбатова не только в душах его близких, но и в пространстве города, не заполнить. Как сказал один наш с ним общий знакомый, «таких больше не будет».
Художник, скульптор, философ, чьи мысли всегда вызывали неподдельный интерес у людей, задумывающихся о непростых вещах – искусстве, истории, конечно, философии, у тех, кто сталкивался с ним в долгих беседах, иногда переходящих в дискуссии. В интеллектуально-философский клуб «Эпохе», одним из основателей которого он был, шли «на Сабира». Клуб живёт и сейчас, но люди в нём уже другие. Мастерская Сабира была местом, куда стремились попасть, чтобы окунуться в особую атмосферу, которую он умел создать, – атмосферу интеллектуальных бесед, лёгкого флёра богемности, а иногда простого, незамысловатого веселья. К нему стремились молодые, потому что он мог помочь людям ощутить себя нужными и талантливыми, давал крылья.
Человек неординарный, он обладал способностью неординарно выражать и свои мысли. Язык его был сложен, наполнен отсылками как к известным, так и не очень знакомым широкому кругу читателей философам, историкам. Его часто попрекали избыточностью терминологии. Но внешняя причудливая конфигурация способа выражения мысли не заслоняла чёткого видения сути явлений, тенденций, иногда даже предвидения.
Он и сам знал эту свою особенность, и в шутку, а может быть, и всерьёз, часто говорил: «Записывай за мной». Его прямая речь осталась в переписке с друзьями, коллегами, собеседниками в социальных сетях, и они до сих пор часто к ней обращаются.
И вот совсем недавно вышел сборник его работ, подготовленный директором Первой галереи, заместителем директора Национального музея РД им. А. Тахо-Годи Джамилей Дагировой. Презентация издания «Тексты об искусстве и культуре. Сабир Гейбатов» в цикле «Новое дагестанское искусствознание» состоялась в пространстве выставки «В зеркале Симурга. Сабир Гейбатов» в Музее Махачкалы.
Сборник включает в себя 25 текстов, написанных в период с 2001 по 2017 год. Большая часть из них – вступительные статьи к каталогам Музея истории города, часть текстов была опубликована в материалах ДФИЦ РАН, где работал Сабир, 5 статей в сборнике – впервые опубликованные материалы. Сборник будет доступен в электронном варианте и в библиотеках республики.
О том, как появилась идея сборника и всего цикла, рассказала на презентации Джамиля Дагирова.
– В 2005 году мы с Сабиром очень тесно общались. Мы были с ним, как говорят, на одной волне: одинаково думали, одинаково оценивали какие-то события. Во время наших встреч часто сетовали на то, что по большому счету, помимо буклетов к выставкам, у нас никто ничего не пишет о художническом мире, не популяризирует дагестанское современное искусство, в республике нет какого-то стабильного источника искусствоведческих работ и исследований. Так родилась идея под грифом «Новое дагестанское искусствознание», сокращённо НАДИ, издавать сборники статей о дагестанских художниках, тенденциях в современном дагестанском искусстве. К первому выпуску Сабир написал тогда очень хорошую вступительную статью. В 2018 году, когда его не стало, я приняла решение в цикле НАДИ выпустить сборник текстов. Работа эта, признаюсь, была не из лёгких. Сложности были и в поиске материала, и в систематизации, поскольку по многим из статей даты были неизвестны. Но я рада тому, что смогла завершить начатое и имею возможность представить сборник именно в пространстве выставки Сабира.
Трудно предположить, что презентация могла бы пройти в другом месте. Удивительно и очень показательно, что выставка Сабира Гейбатова «В зеркале Симурга» работает почти полгода, хотя планировалось, что музей закроет её в марте. Но с Сабиром всегда так – непредсказуемо, мистически, значимо.
– Я счастлива, что тексты Сабира живут, – говорит Зарема Дадаева, директор Музея Махачкалы, куратор выставки «В зеркале Симурга». – Я не могу перечислить, сколько раз мне приходилось оправдываться за сложность текстов Сабира. Этому есть обоснование: он был сложным человеком, и не в плане характера, а глубинно, интеллектуально сложным человеком. Сочетая в себе философское, художественное начало, был одновременно и теоретиком, и практиком, был погружён в современный художественный мир и ориентировался в нём, как никто другой. Когда я задумывала проект его выставки в музее, мне было важно, чтобы имя Сабира не распылилось по крупицам. Он оставил после себя гигантские глобальные векторы, по которым потом будут идти и развиваться современный художник, искусство, время и события.
Огромный труд редактора сборника Екатерины Дидковской заслуживает отдельной благодарности. Она сумела сохранить неповторимый стиль автора. Читая тексты, будто слышишь голос Сабира, узнаёшь его тембр, интонацию, будто говоришь с ним здесь и сейчас.
Последуйте совету Екатерины и завершите чтение сборника Сабира Гейбатова последним в нём текстом «Партитура» («концертом для голоса, шумов, без оркестра»), который начинается следующими словами автора:
«Часто в процессе встреч с самыми разными людьми, когда меня невольно вследствие застарелой привычки, возникшей под влиянием философской литературы, заносит в так называемую «терминологию», в дурную бесконечность «пустого теоретизирования», я прошу у собеседников извинений, а в качестве оправдания делаю следующее высказывание: «Слушай это как музыку».