Смеётесь, господа?
Флагманом культуры Республики Северной Осетии-Алании является Северо–Осетинский государственный театр им В. Тхапсаева. Он был открыт во Владикавказе в далеком 1935 году, а первыми актерами театра стали выпускники первой осетинской театральной студии при ГИТИСе.
На днях коллектив этого театра выступил перед дагестанскими зрителями с двумя спектаклями – «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и «Ревизор» Н. Гоголя, показанными в рамках дружеских обменных гастролей.
Мне удалось посмотреть «Ревизора».
В своем письме Гоголь обращается за помощью к Пушкину:
«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но чисто русский, чисто анекдот.
Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта».
И Пушкин дал идею, рассказав о том, как в городе Устюжна Платон Волков выдал себя за чиновника третьего отделения и обобрал многих горожан. Сохранился даже полицейский рапорт об этом событии, но дело закрыли. Может, это и вдохновило писателя на сатиру. Так родился «Ревизор». Иначе и быть не могло, поскольку в молодом писателе великий поэт увидел колоссальный творческий потенциал. Пушкин говорил Гоголю: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
Пьеса «Ревизор» признана одной из лучших комедий мирового сценического пространства. Н. Гоголь говорил, что собрал в этой комедии всё самое дурное, что есть в России, чтобы подвергнуть это жестокому осмеянию.
Молодой режиссер, заслуженный артист РСО-Алания и Кабардино-Балкарии художественный руководитель театра Геор Валиев без нравоучений показал, что истинная классика современна во все времена. Такие пороки, как взяточничество, казнокрадство, угодничество и произвол, увы, живы и сегодня.
Хлестаков в исполнении Дмитрия Еналдиева мгновенно покоряет зрителя пластической свободой сценического существования этого прохвоста.
Необходимо отметить, что режиссер каждому исполнителю дал не только окрас идейный, но и пластический. Все действующие лица имеют свои индивидуальные «партии», сливающиеся в общем гармоническом звучании красочного сценического действия.
Современной трактовке комедии помогают и всем хорошо знакомые мелодии, звучащие рефреном на протяжении всего спектакля, и сценография, и костюмы героев.
В финальной ремарке пьесы автор написал: «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук
изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».
Постановщик, ничуть не отходя от воззвания Н.Гоголя, делает еще одно дополнительное действие – выводит на сцену очередного ревизора и, о боже! – им оказывается все тот же Хлестаков! Это решение режиссера-постановщика, как мне думается, было вызвано тем, чтобы показать: пока у государственных кормушек будут сидеть такие, как Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий, Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья, Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений и им подобные, Хлестаковы найдутся!
Дагестанцы благодарны всему коллективу Северо-Осетинского государственного театра за умный, легкий, воздушный и живой спектакль.