Смелые шаги художника
Работать с молодыми всегда интересно и полезно. «Первая галерея» вот уже двадцатый сезон остается верна однажды выбранному пути – находить, развивать и продвигать новые имена, молодые таланты. Сегодня наш герой – художник Магомед Сагидаев. Его персональная выставка открылась недавно в Каспийске.
Вступающий на тропу большого искусства, молодой художник, безусловно, должен сознавать, что все в его творческой судьбе может сложиться противоречиво либо нежданно задуманному. Слагаемых успеха много, но, конечно, немаловажным моментом являются благожелательность и поддержка окружающего мира художника.
Всегда интересно работать с молодым автором, наблюдая и фиксируя его развитие.
Художник исследует, ищет, погружается и находит. Магомед Сагидаев – из числа таких, он органично вошел в искусство, найдя то, в чем ему комфортно и есть куда двигаться. Ибо муки поиска творчества – это страшно, а муки вынашивания и рождения – прекрасны. Безусловно, сегодняшний стиль автора будет развиваться и расширяться, потому как это видно по участию художника в ряде групповых выставок, и особенно в нынешней большой подборке.
Персональная выставка Магомеда Сагидаева объединяет несколько серий работ, созданных за 4 года. Магомед учился в художественном училище, отрабатывал учебный курс, но параллельно работал по своей программе творческого развития. Многое дал опыт работы с детьми, многое навеяно произведениями любимых современных фантастов Ника Перумова и Маргарет Уэйси Трейси, философских и психологических трактатов Ошо и его последователей, арт-терапевтической практикой Елены Мкртчан и, конечно, это активная деятельность в сфере искусства – посещение и участие в выставках, кураторских проектах и т.д. Все это в совокупности отражается в том стиле, который он представляет на суд зрителей сегодня. Пока трудно соотнести с чем-то конкретным, определить точное название стиля и жанра. Для молодого автора это по сути не важно.
На выставке представлено более 50 работ, выполненных в технике акварели и авторучки, маркера и туши на белых и цветных картонах. Условно их можно поделить на два раздела, две авторские линии – «пейзаж» и «образ».
Автор намеренно не дает названий работам, потому как рождаются они при максимальном отвлечении и сосредоточении на главном – залитом акварельными всплесками и заливками листе бумаги. Всматриваться в хаос и находить там истории – стиль Магомеда. Методом всматривания, угадывания пятна превращаются в фигуры людей, дома, деревья, реки, мосты, милых животных – и рождаются пейзажи, вернее пасторали. По времени они отсылают зрителя к средневековью, по месту – напоминают одновременно то китайскую, то голландскую. Временами кажется, что попадаешь в наше родное дагестанское село, в котором очень тепло, уютно и безмятежно. В психологии есть понятие «место комфорта/покоя» — именно так хочется назвать пейзажи Магомеда.
Вторая часть, вернее жанр, в котором работает автор, – рисунок, жесткий контурный, широкой геометрической черной линией (тушь, маркер) констатирующий образы-характеры людей. Есть герои конкретные, но больше это собирательные образы – типы. Они как правило ярко характерные, фантастичные.
Удивительное сочетание – акварельные пейзажи воздушные и нежные, бесконечные во времени и пространстве с одной стороны и рисунки — жесткие и конкретные, закрученные в немыслимые лабиринты и символы. В художнике как будто живут, одновременно присутствуют две стихии, при этом они существуют в нем гармонично. Вот такая гармония нашла воплощение в авторской скульптуре, вернее малой пластике. На выставке Магомед представляет серию миниатюрных фигур и объектов, выполненных из полимерной глины. Они просто завораживают своей невероятной фантазийностью, эмоциями, ритмом, манерами, сложными переплетениями и многослойностью, виртуозным, искусным исполнением. Каждая из этих фигурок мгновенно погружает тебя в историю, событие, отсылает к знакомым «киношным» и «книжным» образам, но при рассмотрении (а они очень маленькие) ничего общего мы не находим. Потому как рождаются они так же, как и акварели, рисунки автора – в нирваническом состоянии и отключении от внешнего мира. Все находится случайно и не случайно, ибо известно, что наполненный сосуд пуст не бывает.
Особенность данной выставки еще и в том, что у представленных работ, как и у самой выставки, нет названий. Названия всего лишь слова. Они могут отвлекать зрителя, ведь в каждый лист или объект нужно непременно окунуться, там есть что посмотреть и о чем подумать. Так мы решили с автором.
Известно, что выставка для художника – это лакмус, она покажет, куда ему двигаться дальше, а зрителю – атмосферу дня, ибо настоящий художник есть предсказатель. Даже молодой.