Социальные мотивы и любовь
Если вывести за скобки тему родины, дружбы и патриотизма, то, на мой взгляд, в творчестве великого поэта остаются социальные мотивы и любовь. Социальное самочувствие народа играет первостепенную роль.
В главе книги «Мой Дагестан», названной «О том, как зародилась эта книга», автор указывает: «Не завернуть мне моего Дагестана и в ваши девять-десять страниц. Да и не суметь мне написать «материал о достижениях, о добрых делах, о трудовых буднях», «о простых тружениках, об их подвигах, об их чаяниях», «о светлом завтра» горного края и о его вековых традициях, но главным образом о его замечательном «сегодня».
Вопрос о социальных корнях, социальных мотивах маленького народа в огромном мире не может не волновать поэта, потому что он вышел из недр этого народа. Он с иронией пишет о тех, для кого «родной край стал …как бы театральной сценой, где можно ставить ту или иную удобную декорацию. В характере и духе своего народа они видят только экзотику. Оторвавшись от родной поэтической почвы, очутившись, так сказать, в незнакомых краях литературы, они оказались в положении солдат, попавших в окружение. И очень немногим удалось из такого «окружения» выйти. Те, что смирились со своим положением, стали играть роль этаких свободных художников. Это такой тип танцора, исполняющего разные танцы: сегодня лезгинку, завтра молдаванку, послезавтра – что хочешь…».
Но Расул Гамзатов остается сыном своего народа. Необратимый процесс текущего времени понятен ему. Он отнюдь не отказывается от «экзотики» – от известной эксцентричности родных речений, побасенок, историй. Но дело в том, что интересует его здесь не экзотика, а опыт народа, состояние народа, его социальное самочувствие. Капитализму, созданному в интересах прибыли и богатых мира сего, поэт всегда противопоставлял образ труженика, социально справедливого общества. Хотя он и высмеивал, критиковал многие недостатки социализма.
Поэт восхищается народами, обладающими фантастическим трудолюбием, невероятной жизнеспособностью и преклоняется перед их любовью к гордой свободе.
В 70-х годах прошлого века поэт писал:
Не будет пусть никто из нас голодным,
И пусть никто не будет слишком сыт:
Один от голода бывает злобным,
Другой нам зло от сытости творит.
Творчество Р. Гамзатова народно в подлинном смысле этого понятия. Он является народным поэтом, думаю, не только Дагестана. Он глубже всех других «народных» постиг в своем творчестве глубинную суть социальных аспектов народной жизни.
В «Моём Дагестане» Р. Гамзатов пишет: «Как пахарь, залюбовавшийся проплывающим мимо облаком либо пролетающим журавлиным клином, снова, стряхнув с себя очарование, с еще большим усердием налегает на ручки плуга, так и я садился опять за поэму, оставленную на середине». Как видно, даже писательский труд поэт сравнивает с трудом сельского труженика, уподобляя его труду негра-рикши.
Вершина далекая кажется близкою,
С подножья посмотришь – рукою подать,
Но снегом глубоким, тропой каменистою
Идешь и идешь, а конца не видать.
И наша работа нехитрою кажется,
Но станешь над словом сидеть – ворожить,
Не свяжется строчка, и легче окажется
Взойти на вершину, чем песню сложить.
Он выразил лучше других боль, радость, мужество и благородство дагестанцев. Поэт показал, что величие любого народа не в арифметическом исчислении, а в величии его духа и таланта. Дагестанцы всегда демонстрировали это на протяжении всей своей многовековой истории. Доказали это и в 1999 году, изгоняя международных террористов, напавших на нашу республику, показывают и сегодня, участвуя в специальной военной операции России на Украине.
Когда вышла в свет поэма Р. Гамзатова «Горянка», мы радовались ее появлению. Впервые открыто и честно было рассказано о судьбе горянки в условиях старого режима, о социальной проблеме в Стране гор
В главе «Народ» «Моего Дагестана» поэт замечает:
«Я видел в Тегеране золотой трон шаха Надира, привезенный из Индии. Я видел его добычу из разных стран, я видел его кривой меч.
«Эта маленькая вещь держала в повиновении и страхе полмира», – сказали мне иранские друзья.
«Но не сумела дотянуться до маленького Дагестана», – ответил Расул.
Не говоря даже о мужестве дагестанцев, поэт намекает на то, какой социальный дух должен быть у народа, который разгромил 100-тысячную армию Надир-шаха.
Есть поговорка о том, что горец родился в седле и он вооружен. В 1960-х годах Р. Гамзатов писал о том, что «он родился в другое время, и ему оружие не нужно. Оно может теперь спокойно висеть на стене, потому что нет такой силы, которая могла бы отнять у нас эту свободу, этот уровень жизни». Но прошло несколько лет, и сегодня мы вынуждены вооружиться и защитить свой социальный статус, свою страну.
Р. Гамзатов писал: «Известно, поэт в тишине совершает подвиг. О сегодняшних проблемах – языке, нации, коррупции – я писал еще задолго до «нового мышления». У поэта каждый день новое мышление, хотя чувства могут быть старые. Еще задолго до «перестройки» мною была выпущена книга стихов и поэм «Последняя цена». Известно, что на базарах торговцы всегда спрашивают последнюю цену на товар. Но при рыночной системе товар и продукты, хлеб и соль стали дороже, а человек – дешевле. Стало возможным покупать и продавать то, что раньше было запрещено: совесть, подвиг, талант, красоту, женщин, детей, поэзию, музыку, иногда родную землю. Причем с каждым годом цена жизни становится меньше, а цена вещей – больше». Не это ли свидетельство тому, что автор болен социальной проблемой современности?
В одном из интервью поэт сказал: «Долгие годы я мечтал о правовом государстве, о демократии, о рынке. Сейчас, когда я вижу всё происходящее, мне хочется порядка. Там, где базар, низам невозможен, нигде нет столько обмана и подкупа, как в торговле, – это сказано пророком Мухаммадом. Не потому ли раны сегодняшние острее и болезненнее, чем старые раны. Мне кажется, за всю жизнь так плохо и унизительно не было никогда, включая годы войны. Кончились социализм и диктатура с брежневским и черненковским лицами, рынок и демократия с горбачевским и ельцинским лицами ничего хорошего людям не принесли. Я хотел видеть систему с человеческим лицом».
Расул Гамзатович периодически захаживал к нам в министерство. Однажды мы с М. Гусаевым обсуждали какой-то вопрос. Зашел Р. Гамзатов, поздоровавшись с нами и обратившись ко мне, указывая на Магомедсалиха Гусаева, сказал: «Это мой самый главный министр». И продолжил: «К вашему сведению сообщаю, что я вчера написал хорошую вещь о Сталине, хочу прочесть вам отрывок из неё, хотя и на аварском.Зикрула поймет». И начал громким голосом, как будто он стоял на большой сцене:
МагI кьабулаан Дос кьурун бахъизе
ЦохIо гIадамасда кIолареб куцалъ,
Квар бухьунаан Дос, гьанжелъизегIан
Гьеб бичулел руго, бичун бахъинчIо…
И так далее 20 строк.
Смысловой перевод таков: «Он гвоздь забивал, чтобы никто не мог его вытащить, он узел завязал, но до сих пор его не могут развязать. Никто не закрывал окно, которое он открыл, и никто не стучался в дверь, которую он закрыл. И даже гром и молния, то ли уважая его, то ли струсив, уходили. Каждый думал, что он следит за ним везде, поэтому мы часто вздрагивали ночью, во сне услышав чеканный шум его сапог. На лице его, покрытом оспою, сияла улыбка, проникающая в душу. Так было. А какой ТАСС тебе теперь объявил, о том, что это было не так?»
Для меня это стало потрясением, аж мурашки пробежали по телу (к сожалению, я не нашел перевода стихов на русский язык), хотя мой дед Ильяс Тимиркаев, ни в чем не повинный рядовой труженик колхоза «Новая жизнь» с. Гуни Казбековского района, в 48 лет был репрессирован по доносу одного подонка из села, и после этого его никто не видел. (Впоследствии он был реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.) Таким образом из нашего села было репрессировано 46 человек. Но из соседнего села Гертма никого не репрессировали, потому что они не писали доносы.
Поэтому, выходит, не во всём Сталин виноват. У каждого разное отношение к вождю. Но его портрет в только что прочитанном поэтом отрывке был дан так четко, правдиво, что казалось, перед тобой проходит вся та эпоха социальных потрясений. Выслушав Р. Гамзатова, я подумал: а почему про Сталина? Задавать этот вопрос поэту я не стал, но про себя подумал, поскольку это были 1990-е годы, когда шел развал нашей страны, и тем более когда Расул Гамзатович в одном из своих интервью заявил: «Это уже не мой Дагестан». Значит, в естественной реакции душа поэта автоматически обратилась к авторитету, который «принял Россию с сохой, а оставил её оснащенной атомным оружием». Наверное, поэтому и Сталин. В этих стихах поэта заключалась боль за когда-то «нерушимую державу».
Социальная проблематика поэта включает в себя и судьбу женщины-горянки. Когда вышла в свет поэма Р. Гамзатова «Горянка», мы радовались ее появлению. Впервые открыто и честно было рассказано о судьбе горянки в условиях старого режима, о социальной проблеме в Стране гор.
Помимо осмысленного отражения вопросов социальной жизни в своем творчестве поэт помогал сотням людей, которые обращались к нему за помощью. Поскольку сегодня в мире больше говорят об Украине, хочу привести пример, связанный с этой страной. Был случай, когда в Союз писателей РД пришло письмо одной женщины из Украины, в котором она благодарит Расула Гамзатова за то, что он направил от своего имени письмо в Верховный Суд страны и тем самым спас ее сына от смертной казни.
Однажды к Р. Гамзатову из Грузии приехал человек, чтобы поэт помог ему с решением жилищного вопроса. Поэт Максуд Зайналабидов, будучи помощником Гамзатова, спросил гостя: «Почему вы пришли сюда? Разве у вас в Грузии нет человека, который смог бы вам помочь?» И тот ответил: «Есть. Но он делает по-другому, не так, как Расул».
Благодаря ему в Дагестане были построены жилые дома, в которых получили квартиры крупные наши поэты и писатели. Он добился открытия в Дагестане литературных журналов на всех национальных языках, среди которых и детские. По его рекомендациям десятки начинающих дагестанских литераторов поехали учиться в Литературный институт им. Горького в Москву. По его и А. Г. Коршунова – заместителя Председателя Совета Министров Дагестана – инициативе было построено и сдано в эксплуатацию здание Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы.
К Расулу Гамзатову, председателю Союза писателей Дагестана, много людей приходило за помощью, и он все вопросы решал, т. е. социальная проблематика была в центре внимания не только его творчества, но и жизни в целом. Поэтому он так любим всеми и сегодня.