X
11:36 07.06.2023

Сохранить в себе художника

Мы привыкли видеть в педагогах творческих профессий – художниках, скульпторах, музыкантах – лишь учителей, дающих знания и направляющих на верный путь в искусство. Но ведь за каждым из них стоит творец – любимый преподаватель, придя домой после работы, занимается своим творчеством: рисует, лепит, пишет стихи или даже сочиняет музыку. А знают ли об этом их ученики? Знакомы ли они с произведениями своих наставников? Зачастую нет. Возможность выставиться художникам – преподавателям Детской художественной школы Махачкалы предоставил Театр поэзии, здесь проходит выставка «Педагог-художник».

Проект этот живет уже более 10 лет. Первая экспозиция была посвящена 40-летию ДХШ Махачкалы и проходила она в здании самой школы. Сегодня границы расширились. Педагоги этой образовательной организации заявляют о себе на одной из самых востребованных площадок города. Об их таланте, убедиться в котором можно, пройдя от экспоната к экспонату, следует говорить, его надо демонстрировать. На их работах нужно учиться не только подопечным школы, но и студентам Дагестанского художественного училища имени М. А. Джемала или художественно-графического факультета Дагестанского педагогического университета, откуда и вышли большей частью педагоги ДХШ.

Как сказала, обращаясь к участникам выставки, директор Театра поэзии Елена Гарунова, «важно увидеть ваше творчество, важно, чтобы в вас увидели не только педагогов, но и замечательных художников. Вашим ученикам есть чем гордиться и чем восхищаться».

Сами преподаватели школы, представившие свои работы, высказали глубокую благодарность организаторам и всем тем, кто пришел их поддержать в этот важный день. Конечно, вспоминали наставников, передавших им убеждённость в силе творчества, умение видеть прекрасное. Теперь и они сами каждый свой день, проведенный в художественной школе с детьми, стараются найти (и находят) у них талант, внушают им веру в себя.

Но дети должны знать творчество своих педагогов, их творческое кредо, предпочтительные направления и стили, художническую технику, понять, как воплощаются на холсте замыслы любимого учителя. Хороший путь к приобретению профессиональных знаний, думается, прямой и самый короткий.

На открытии слова благодарности и признания таланта участникам выставки сказали заслуженный художник РД, руководитель мастерской живописи Дагестанского художественного училища им. М. А. Джемала Наталья Савельева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры живописи ДГПУ Наталья Мусаева.

О сложности работы педагога-художника говорила директор Детской художественной школы Махачкалы, заслуженный работник культуры РД Гюльнара Мамашева:

«Художественная школа – нечто особенное. Заставить ребёнка рисовать невозможно. Работа педагога здесь интеллектуальная, эмоционально затратная. В то же время, придя в нашу школу работать на короткий период, как часто думают молодые педагоги, они остаются здесь очень надолго. Случайных людей у нас нет. Любовь к творчеству и любовь к детям – это на всю жизнь».

Махачкалинская детская художественная школа – единственная в городе. Сюда принимают детей от 7 лет. Период обучения составляет 8 лет, по окончании которого защищается диплом. Сейчас в школе учатся 630 человек, 50 из них выпускаются в текущем году. Это предпрофессиональная школа, выпускники ее готовятся к поступлению в вузы и колледжи по специальности. Разумеется, не все воспитанники ДХШ становятся художниками, но в городе такого высокого процента поступающих на дальнейшее профессиональное обучение нет среди всех школ искусств.

В выставке приняли участие одиннадцать педагогов.

– Сначала мы думали представить работы трех преподавателей, – рассказывает участница проекта, преподаватель ДХШ Регина Таибова. – Но потом к нам присоединились еще несколько человек. Хотелось, чтобы выставка была цельной, стилистически выдержанной. Это было сложно, поскольку работы разноплановые – здесь есть и живопись, и малая скульптура, графика, прикладное искусство. Всего около 30 экспонатов. Однако всё получилось. Композиционное решение было найдено. Иначе и не могло быть. Все работы объединяет некий дагестанский код. Это и есть место нашей силы.

Небольшой выставочный зал Театра
поэзии диктует количественный предел выставки – работы всех педагогов он вместить не может. Впрочем, и не все наставники решились показать свое, глубинное.

А вот это совершенно напрасно. Еще до официального открытия экспозиции в театр поступали предложения о покупке понравившихся работ. Люди приходят, восхищаются, хотят приобрести картины, куклы, глиняные фигурки. Как раз впору уже и подумать о создании салона при выставочном зале.

Хочется надеяться, что этот опыт подтолк­нет к действию тех педагогов, кто пока отказывается от участия в подобных проектах. Никогда не поздно открывать что-то новое не только в своих учениках, но и в себе.

Статьи из «Культура»

Какого цвета Дагестан?

39
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

56
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

18
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

16
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

10
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

10
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

18
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

12
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

13
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

13
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...