Сохранить в себе художника
Мы привыкли видеть в педагогах творческих профессий – художниках, скульпторах, музыкантах – лишь учителей, дающих знания и направляющих на верный путь в искусство. Но ведь за каждым из них стоит творец – любимый преподаватель, придя домой после работы, занимается своим творчеством: рисует, лепит, пишет стихи или даже сочиняет музыку. А знают ли об этом их ученики? Знакомы ли они с произведениями своих наставников? Зачастую нет. Возможность выставиться художникам – преподавателям Детской художественной школы Махачкалы предоставил Театр поэзии, здесь проходит выставка «Педагог-художник».
Проект этот живет уже более 10 лет. Первая экспозиция была посвящена 40-летию ДХШ Махачкалы и проходила она в здании самой школы. Сегодня границы расширились. Педагоги этой образовательной организации заявляют о себе на одной из самых востребованных площадок города. Об их таланте, убедиться в котором можно, пройдя от экспоната к экспонату, следует говорить, его надо демонстрировать. На их работах нужно учиться не только подопечным школы, но и студентам Дагестанского художественного училища имени М. А. Джемала или художественно-графического факультета Дагестанского педагогического университета, откуда и вышли большей частью педагоги ДХШ.
Как сказала, обращаясь к участникам выставки, директор Театра поэзии Елена Гарунова, «важно увидеть ваше творчество, важно, чтобы в вас увидели не только педагогов, но и замечательных художников. Вашим ученикам есть чем гордиться и чем восхищаться».
Сами преподаватели школы, представившие свои работы, высказали глубокую благодарность организаторам и всем тем, кто пришел их поддержать в этот важный день. Конечно, вспоминали наставников, передавших им убеждённость в силе творчества, умение видеть прекрасное. Теперь и они сами каждый свой день, проведенный в художественной школе с детьми, стараются найти (и находят) у них талант, внушают им веру в себя.
Но дети должны знать творчество своих педагогов, их творческое кредо, предпочтительные направления и стили, художническую технику, понять, как воплощаются на холсте замыслы любимого учителя. Хороший путь к приобретению профессиональных знаний, думается, прямой и самый короткий.
На открытии слова благодарности и признания таланта участникам выставки сказали заслуженный художник РД, руководитель мастерской живописи Дагестанского художественного училища им. М. А. Джемала Наталья Савельева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры живописи ДГПУ Наталья Мусаева.
О сложности работы педагога-художника говорила директор Детской художественной школы Махачкалы, заслуженный работник культуры РД Гюльнара Мамашева:
«Художественная школа – нечто особенное. Заставить ребёнка рисовать невозможно. Работа педагога здесь интеллектуальная, эмоционально затратная. В то же время, придя в нашу школу работать на короткий период, как часто думают молодые педагоги, они остаются здесь очень надолго. Случайных людей у нас нет. Любовь к творчеству и любовь к детям – это на всю жизнь».
Махачкалинская детская художественная школа – единственная в городе. Сюда принимают детей от 7 лет. Период обучения составляет 8 лет, по окончании которого защищается диплом. Сейчас в школе учатся 630 человек, 50 из них выпускаются в текущем году. Это предпрофессиональная школа, выпускники ее готовятся к поступлению в вузы и колледжи по специальности. Разумеется, не все воспитанники ДХШ становятся художниками, но в городе такого высокого процента поступающих на дальнейшее профессиональное обучение нет среди всех школ искусств.
В выставке приняли участие одиннадцать педагогов.
– Сначала мы думали представить работы трех преподавателей, – рассказывает участница проекта, преподаватель ДХШ Регина Таибова. – Но потом к нам присоединились еще несколько человек. Хотелось, чтобы выставка была цельной, стилистически выдержанной. Это было сложно, поскольку работы разноплановые – здесь есть и живопись, и малая скульптура, графика, прикладное искусство. Всего около 30 экспонатов. Однако всё получилось. Композиционное решение было найдено. Иначе и не могло быть. Все работы объединяет некий дагестанский код. Это и есть место нашей силы.
Небольшой выставочный зал Театра
поэзии диктует количественный предел выставки – работы всех педагогов он вместить не может. Впрочем, и не все наставники решились показать свое, глубинное.
А вот это совершенно напрасно. Еще до официального открытия экспозиции в театр поступали предложения о покупке понравившихся работ. Люди приходят, восхищаются, хотят приобрести картины, куклы, глиняные фигурки. Как раз впору уже и подумать о создании салона при выставочном зале.
Хочется надеяться, что этот опыт подтолкнет к действию тех педагогов, кто пока отказывается от участия в подобных проектах. Никогда не поздно открывать что-то новое не только в своих учениках, но и в себе.