Сохранить в себе Маленького принца
Пожалуй, самое крупное культурное событие декабрьской Махачкалы – работа команды Большого Детского фестиваля, представляющей свою специальную программу на площадках нашего города. «Эхо БДФ-Дагестан» – это показы лучших детских спектаклей, кинофильмов и анимационных фильмов страны, мастер-классы и творческие лаборатории для молодых режиссёров, презентации книг и встречи с авторами-победителями.
Большой Детский фестиваль, созданный в 2018 году по инициативе председателя общественного Совета федерального партийного проекта «Культура малой Родины», художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова, ежегодно представляет творческие проекты для детей в различных жанрах искусства.
Программа настолько насыщенная, что рассказать о том, как он проходит, в одном материале не получится. Сегодня – об открытии большого путешествия в Дагестане большого фестиваля и его художественном руководителе, основателе и идейном вдохновителе, актёре, режиссере, народном артисте России Сергее Безрукове.
Узнав о его приезде в Махачкалу, сразу начала готовить вопросы: всегда мечтаешь об интервью с интересным человеком. К сожалению, визит Безрукова был краток и пообщаться с ним удалось только на пресс-конференции в Министерстве культуры республики. Но о главном – о своем творческом кредо, мыслях о современном театре и значимости его в воспитании детей было сказано достаточно подробно, чтобы получить представление о том, чем живет известный и любимый многими актер и режиссёр.
Сергей Безруков рассказал о фестивале, который он придумал, и об идее выездных программ по следам БДФ. Дагестан уже девятый регион, куда долетело «Эхо». Детское жюри из 27 человек отобрало лучшее из лучшего, а в этом году было подано 600 заявок, и вот взрослые и дети нашей республики имеют возможность не только посмотреть работы-победители конкурса, но и показать свое творчество. Но об этом, как и обещала, в следующем материале.
Традиционно региональная программа фестиваля открывается спектаклем «Маленький принц», где, не побоюсь громкого слова, блистает Сергей Безруков. Удивительный, трогательный, внешне простой и вместе с тем философский текст Антуана де Сент-Экзюпери, который читает талантливый актер под прекрасную музыку Сен-Санса, Дебюсси и Равеля, – разве это не слагаемые успеха спектакля, которому при всем этом просто предопределены овации зрителей, море цветов и слезы на глазах.
Руководил оркестром Дагестанского театра оперы и балета главный дирижёр Губернаторского оркестра Московской области Сергей Пащенко. Такое сочетание текста великого романтика своего времени и французских композиторов-импрессионистов было очень необычным и сделало звучание музыки совершенно новым, а актерское прочтение более выразительным и эмоциональным.
Каждый осмысливает для себя сказку-аллегорию Экзюпери по-своему. Безруков рассказал о том, как он видит это произведение и что хотел показать в своей постановке.
«Очень важно сохранить в себе Маленького принца – чистого романтика с открытыми глазами. Мы взрослеем, появляется боль, негатив, ожесточение, недоверие к людям. Мы теряем в себе, к великому сожалению, наивность и чистоту, становимся циничными и прагматичными. А Маленький принц – это и есть та самая душа, и это то, что в нас должно быть всегда: говорить о звездах, мечтать и летать. И нести ответственность за тех, кто рядом с нами», – трудно не согласиться с этими словами автора спектакля.
Работа с детской аудиторией благодарна. Труд, вложенный в нее, дает серьезную отдачу. Сергей Безруков хорошо чувствует и понимает художников, работающих с детьми. Программа поддержки детских театров весьма важна, поскольку они являются той самой первой ступенью знакомства ребят с искусством. К сожалению, в Дагестане нет театра для юношества, молодых людей от 14 до 18 лет. Но именно с ними надо разговаривать, считает Безруков, мастер и педагог. Много отдает школа, религия, где заложены прописные истины. Однако театральное искусство – пример к действию, значимый шаг к воспитанию. Нужно тщательно отслеживать репертуар, осторожно работать с аудиторией, ведь одна ошибка в театре стоит очень дорого, дети воспринимают всё живо и зачастую буквально. Хорошие фильмы и спектакли делают большое дело – воспитывают и просвещают. Сергей Витальевич пожелал дагестанскому театру как можно больше детских спектаклей и (ответственным следует взять на заметку) своего театра для юношества.
Безруков давно занимается режиссурой. Был основателем и руководителем антрепризного театра, вот уже почти 10 лет руководит Московским Губернским драматическим театром. Смотрит на современный театр широко и считает, что сейчас он дает огромные возможности для любых постановок, разного взаимодействия со зрителями, включая иммерсионный и интерактивный театр.
В спектаклях используются технологии экранов, современный театральный язык обладает широчайшей палитрой. В одном спектакле можно увидеть самые различные жанры.
«Я очень люблю всё это, – говорит режиссер, – но в то же время работаю с классикой, не обижая текст автора. Для меня это принципиально важно. Остальное – смыслы, аллегории, метафоры, взаимодействие со зрителем, сценография – всё это может быть абсолютно современным кодом. Театр нашего времени – современное решение, главное, чтобы оно было талантливым».
О профессии артиста Сергей Безруков говорит как об очень сложной и эмоционально затратной. Хороший актер – основа репертуара. Он должен обладать школой, уметь прожить роль так, чтобы зритель поверил, что он и есть тот человек, которого играет. Да и сам артист в это верит, потому что всё идет от сердца. Беречь себя актеру нельзя. И не выходить на сцену тоже невозможно. Это данность. В движении смысл, для актера тем более. Прекрасно, когда есть возможность этого движения. Безруков не останавливается. У него много направлений деятельности. Он уже мастер, режиссер, но в то же время и играющий тренер, продолжает сниматься в кино.
Ну а на мой вопрос, каким бы он был Расулом Гамзатовым, доведись ему сыграть поэта, актер, известный и по своим биографическим ролям, ответил так:
«Гамзатов – величина, фантастическая энергия. Это то, что можно играть, даже не будучи дагестанцем по крови. Человек, родившийся в Дагестане, имеет тут самую гордость человеческую, которой мы иногда завидуем. Эта земля, этот край дает людям силу. Можно было бы снять художественный фильм о Гамзатове. Было бы интересно и правильно. Главное – найти тему». Вот еще одна идея именитого гостя, над которой стоит задуматься.
Напоследок хочу поделиться собственными впечатлениями об актере. Открыт к общению, доброжелателен, горит своей работой – готов был дать незапланированный мастер-класс для дагестанских артистов, поделиться наработками, раскрыть некоторые секреты и тонкости профессии. Но, к сожалению, время визита не позволило. Впрочем, есть и хорошая новость. Безруков выразил желание привезти в Дагестан с гастролями свой Губернский театр и даже предположил возможный репертуар. А министр культуры республики Зарема Бутаева с благодарностью поддержала эту инициативу, наметив организовать новую встречу с ним и его театром в Махачкале в рамках программы «Большие гастроли» в 2025 году.
По-моему, отличный финал встречи.