X

Сохраняя традиции предков

Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила простора и высоких гор, а лень скулила: нельзя ли куда поближе? Я выбрала оптимальный вариант, поехала в дорогой моему сердцу Буйнакский район. Для тех, кто не знает – это один из самых крупных муниципалитетов республики. В его 20 поселениях мирно живут аварцы, даргинцы и основное население – кумыки. К ним-то и повела меня путь-дорожка – в одно из самых старинных селений Верхнее Казанище.

Для многих этот населенный пункт ассоциируется с двумя именами – со знаменитым на весь мусульманский мир шейхом Сайфуллой-кади Башларовым и не менее знаменитым в мире мастером-оружейником Базалаем. Вот я и пошла по селу, чтобы узнать историю этих двух старцев. Ну а чтобы не плутала по дороге, проводить меня вызвались уроженцы этого села – начальник управления культуры района Иза­мутдин Идрисов и старший методист Мариян Мамаева.

Зиярат шейха Сайфуллы-кади

Сайфулла с детства был религиозным, способным мальчиком, и поэтому его прозвали Кади (судья), а в последующем он стал известен как Сайфулла-кади. Окончил ницовкринский примечетский мактаб (среднее духовное учебное заведение). Знал 17 языков.

В 1861 году поехал вместе с отцом в Астрахань. Там поступил на учебу в татарское исламское медресе. После окончил русскую 5-летнюю школу. Через друга отца ознакомился с народной медициной и освоил некоторые методы лечения травами. Вернувшись в Дагестан, продолжил учебу в Арчибском медресе. Несколько раз побывал в Германии, создавал медицинские труды на немецком и арабском языках.

Прежде чем ступить на священную землю, мы вошли в дом напротив. Здесь живет смотритель зиярата Гаджи Гашимов. В этом доме жил его отец, а до него отец отца. Здесь никогда не закрываются ворота. Ведь именно через двор Гашимовых можно пройти к священному роднику «Сайфулла-булакъ». Слава о его исцеляющих свойствах известна по всей России, и многие приезжают сюда не только для физического восстановления, но и для обретения внутреннего покоя и умиротворения.

Говорят, сам шейх приходил сюда, чтобы делать омовение. Не знаю, как ему удавалось пять раз в день спускаться по обрывистому склону, но мы его преодолели легко благодаря хозяину дома, который уложил здесь ступеньки и установил перила. А еще небольшую скамейку, где гости могли бы отдохнуть с дороги.

У могилы Сайфуллы-кади попросили мира и процветания Дагестану и отправились дальше.

Старинный кумыкский обряд

Мой второй гид по селу Мариян Набиевна – автор уникального проекта «Традиции и обряды моего народ». В рамках этого проекта ежегодно в сёлах района работники местных домов культуры воспроизводят старинные обычаи. Идея у неё возникла давно в целях патриотического воспитания, уважения к старшим и сохранения преемственности поколений.

– К этому действу мы привлекаем и школьников. И вот в такой сценическо-игровой форме они узнают обычаи и традиции своих предков, – говорит Мариян Набиевна.

Полюбовалась на обряд укладывания ребенка в люльку – «бешик». Первое укладывание малыша в люльку у кумыков сопровождалось целым праздничным мероприятием. В этот особенный день приглашали близких родственников и соседей, накрывали праздничный стол. Обязательными гостинцами на столе были халва, урбеч, домашний хлеб и сыр. Почётное право первого укладывания принадлежало бабушке младенца.

Ребенка перед этим купали, тело и голову смазывали маслом, надевали на него нарядную одежду. Кроме того, под люльку ставили миску с мукой, что символизировало пожелание, чтобы человек жил до старости, пока голова и борода не станут седыми, белыми, как мука.

Если рождался мальчик, то ему под матрас клали маленький нож, чтобы он вырос бесстрашным джигитом, а если рождалась девочка – ножницы, чтобы она росла настоящей рукодельницей. Ещё одной примечательной особенностью обычая являлось ломание хлеба над люлькой. Это делалось для того, чтобы в доме были баракат и достаток.

Под старинные кумыкские колыбельные малыша уложили, спеленали, гостей угостили, и я пошла дальше. Где там эти знаменитые базалаевские клинки?

История славного Базалая

В 1835 году в селе насчитывалось 100 наковален, где работала половина населения Верхнего Казанища. Именно из этого аула вышел и знаменитый мастер Базалай, кинжальные клинки которого на всем Кавказе и далеко за его пределами пользовались славой непревзойденных по прочности. За кинжалами приезжали практически со всего Дагестана. Значительная часть базалаевских кинжалов вывози­лась в Россию. В Государственном историческом музее России хранится несколько его работ. В 1851 году на Лондонской выставке Базалай экспонировал четыре клинка. В роду Базалая были мастера и по изготовлению огнестрельного оружия.

Самым искусным мастером в роду считался старший Базалай, или, как его здесь называют, Уллу Базалай, Базалай-отец. Изготавливал как огнестрельное, так и холодное оружие, но прославился он выделкой своих булатных кинжалов.

Булатный клинок непревзойдённого мастера мог легко разрубать кольчугу, панцирь или клинок противника. При ударе о наковальню он легко входил в неё – как нож в масло, чего не скажешь о других дагестанских клинках и кинжалах. Имам Шамиль также высоко отзывался о базалаевских кинжалах и считал их самыми лучшими в горах.

Увы, секрет базалаевского булата утерян и до сих пор не раскрыт, потомки мастера унесли секрет в могилу. А на месте, где стоял дом Базалаевых, теперь находится школа имени Героя России Закира Даудова, который тоже был родом из Верхнего Казанища.

Жаль, конечно, что базалаевский клинок я не увидела, но не в Лондон же мне за ним ехать, правда? Тем более в воздухе безум­но вкусно пахнет свежеиспечённым хлебом. Иду на запах. Побывать в кумыкском селении и не попробовать хлеб – преступление. А я человек законопослушный…

Аул кёрюк и разные вкусности

Стоит особо отметить, что в Верхнем Казанище глубоко чтят свои традиции и обычаи. Один из них – выпекание национального хлеба в общественной печи «аул кёрюк». Кёрюк обычно строили одну на весь квартал и пользовались ею женщины из близлежащих домов. Это сейчас кёрюк есть почти в каждом доме, а вот раньше такого не было. Соседки собирались вместе, рассказывали интересные истории, делились кулинарными рецептами и пекли хлеб.

Кёрюк мы обнаружили у хранительницы хлебных традиций Патимат Джамалутдиновой, которая построила ее у себя во дворе. Специально для меня здесь испекли «къабакъ чуду», «чий чуду», и мой самый любимый «явлу экмек» – слоеный хлеб. Можете закидать меня камнями, но так вкусно, как пекут его кумыкские женщины, не может никто.

Если чуду выпекалось на свадьбу или сватовство, то женщины устраивали в пекарне настоящий праздник, пели песни, играли на гармони. Вот и в этот раз работница Дома культуры Саният Надырбекова сделала мне еще один подарок – исполнила самую лучшую, на мой взгляд, старинную кумыкскую песню «Чыгъып-чыгъып». И не надо меня спрашивать, о чем она. Понятно же, что о любви.

Попрощавшись с радушными хозяевами, собралась в путь-дорогу, и от моего сопровождающего Изамутдина Идрисова услышала совсем уж неожиданное: «Спасибо тебе, Сабина. Сегодня я взглянул на давно знакомое другими глазами и понял, что мы очень богатые люди. Ведь в нашем селе до сих пор сохранились традиции предков».

И ведь не поспоришь!

Статьи из «Муниципалитеты»

Герои среди нас

5 минут назад