X

Союз металла и дерева

На площадке Всероссийского фестиваля-конкурса деревянного зодчества и народных промыслов «Русский стиль» в городе Энгельсе (Саратовская область) совсем недавно царила особая атмосфера. Здесь под внимательными взглядами посетителей, с интересом наблюдавших за процессом, мастер унцукульской орнаментальной насечки по дереву Гусейн Магомедалиев (на снимке) творил магию: с помощью молоточка он вбивал мельхиоровую нить в дерево. Так, удар за ударом, родился узор, принесший ему победу в конкурсе. А узору этому, на минуточку, более 250 лет.

На всероссийскую арену дагестанский умелец вышел по рекомендации Министерства культуры РД и Республиканского дома народного творчества, ведь за плечами у Гусейна уже внушительный список побед на форумах самого высокого уровня.

Из-под его уверенных рук родилось целое богатство: колоритные подсвечники, шкатулки и карандашницы, изящные чаши и солонки, обережные подковы… А в центре всего этого великолепия скромная героиня – ваза.

– Фестиваль проходил в преддверии Дня города, – делится наш земляк. – В рамках конкурса провёл мастер-класс, на котором показал процесс инкрустации вазы мельхиоровой нитью. Рассказывал посетителям историю возникновения нашего промысла, об орнаментах, передающихся из поколения в поколение, по которым можно определить мастера.

Процесс инкрустации мельхиоровой нитью

Зрители затаив дыхание наблюдали за тем, как на их глазах рождается чудо. Как мельхиоровая нить, подчиняясь ритму молотка, ложится в прорезанный канал, превращаясь в сложный родовой орнамент.

Придуманные в XVII веке элементы необычных узоров и орнаменты почти не изменились – мастера стараются сохранить наследие предков. Народный промысел изготовления ковшей и больших блюд, ступок, подсвечников, пудрениц, браслетов, бус, серег, ожерелий, солонок, декоративных тарелок, ваз и другого передается от отца сыну.

***

Всероссийский фестиваль «Русский стиль», впервые организованный в 2019 году, – это всегда ярмарка талантов. Главная его цель – сохранение и популяризация уникального культурного наследия России.

На протяжении трех дней лучшие мастера из Москвы, Дагестана, Ингушетии, Пензенской области и многих других субъектов демонстрировали свое искусство в резьбе по дереву, плетении, ювелирном деле и создании традиционных оберегов. Гости фестиваля смогли погрузиться в мир настоящего ручного труда, увидеть множество изделий: от изящных деревянных скульптур и плетеных корзин до расписной посуды, игрушек и оберегов.

Работа Гусейна выделялась какой-то глубокой, молчаливой мудростью. Его ваза, инкрустированная ажурным мельхиоровым узором, была признана лучшей в номинации «Предметы домашней утвари».

***

Мастеру в четвертом поколении Гусейну Магомедалиеву 22 года. Его руки помнят движения, которые он еще мальчиком подсматривал у отца – лауреата премий Правительства РФ «Душа России» и Правительства РД «Душа Дагестана» Магомедали Магомедалиева. Мастера, чьими работами восхищаются за океаном. В 2022 году на средства гранта Президента РФ Магомедалиев-старший открыл в родной­ Шамилькале мастерскую, чтобы учить земляков древнему ремеслу. Здесь же выставочный зал, цех по обработке дерева, помещения, где желающие могут обучаться и создавать изделия.

Унцукульская орнаментальная насечка по дереву

«Когда видишь, как отец за специальным станком в мастерской занимается любимым делом, то ты тоже хочешь быть частью этого процесса, – говорит молодой умелец. – Дорогого стоят­ эмоции, которые испытывают люди, когда мы дарим готовое изделие. Я больше люблю работать с твердыми сортами дерева: дикая груша, абрикос. Но, пожалуй, самый капризный и вместе с тем интересный – грецкий орех. После лакировки спелая и неспелая части открываются по-новому. Дерево должно принять в себя металл, а мельхиоровая нить – стать его продолжением. Мы в основном занимаемся мельхиором, для работы с серебром требуются специальные инструменты. Увы, их у нас нет.

***

На токарном станке Гусейн новичок, инкрустацией занимается с 14 лет. Он учился на финансиста – художественного образования у молодого человека нет. Но в итоге всё равно выбрал молоток и резец. И не потому, что заставили.

– Я и своих будущих детей заставлять не буду, – отмечает Магомедалиев. – Покажу и научу. Унцукульская орнаментальная насечка – промысел, прославивший дагестанских мастеров далеко за пределами республики. И в наше время очень важно сохранять и развивать традиции наших отцов и дедов, приучая детей и молодёжь к народным промыслам.

Его победа в Энгельсе – это не про историю о красивом прошлом, о котором хочется ностальгировать. Она про будущее, доказывающая, что настоящая роскошь – вещь, в которую вложили время, несколько тысяч ударов молотка и… душу.

Статьи из «Народные промыслы»

Магия творчества

82
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Позолоченный русский мир

99
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Квинтессенция будущего

30
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Бежта в орнаментах

102
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

Этнические мотивы в украшениях

81
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

78
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

190
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

228
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....