Союз учителей и учеников
Полвека назад открыла свои двери для желающих познавать азы изобразительного искусства Детская художественная школа Махачкалы. Ежегодно учебное заведение выпускает около 15 человек, которые в дальнейшем связывают свою жизнь с прекрасным.
В послужном списке – сотни наград, благодарностей и грамот, однако начиналась его история в маленьком неприспособленном для занятий помещении на окраине Махачкалы. Здесь ребят обучали живописи, декоративно-прикладному творчеству, основам дизайна, истории и теории искусства. В 1975 году состоялась первая республиканская выставка в клубе Рыбников, а следом – выставка в новом на тот момент кинотеатре «Россия». Через несколько лет школа стала принимать участие в международных конкурсах, были завоеваны первые медали.
В 2013 году в соответствии с Законом «Об образовании» первая художественная школа столицы начала перестройку работы в соответствии с новыми федеральными государственными программами профессиональной направленности. В перечень отделений добавился дизайн. С этих пор качество образования улучшилось, укрепилась материально-техническая база. Благодаря поддержке Управления культуры города появились необходимые для учебного процесса материалы и условия. Классы станковой и декоративной композиции оборудовали компьютерами, проектами, аудиосистемами, а кабинеты рисунка и живописи обеспечили мольбертами, стеллажами и другой учебной мебелью.
«Юные горянки». Гулагаева Гюльсара, 11 лет
Подготовка в школе предпрофессиональная, она заметно отличается от художественных курсов и кружков.
«Многие путают нашу школу с кружками, но это не так. На самом деле художественная школа – это место, где действительно обучают навыкам художества. Преподаватели заинтересованы в том, чтобы каждый ученик освоил материал. А кружки – это больше история про самовыражение», – говорит директор учебного заведения Гюльнара Мамашева (на снимке).
В школу принимаются дети с 8 лет. А обучаются они по двум программам – пятилетней и восьмилетней. Перед приемом дети приходят со своими рисунками на собеседование. Педагоги беседуют с ними, чтобы понять, определить, насколько талантлив ребенок.
«В изобразительном искусстве детям нужно раскрыться, а на это требуется время. Если у ребенка нет настроения, он не может написать что-то за короткий период. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо проводить собеседования в рамках вступительных экзаменов», – объясняет директор.
Подобно обучению в училище, выделяются часы на выполнение работ. Каждое полугодие труды учащихся оценивают на просмотрах – зимних и летних. Выпускникам художественной школы, как и выпускникам высших учебных заведений, предстоит защищать диплом. Главной задачей учебной программы, со слов Гюльнары Мамашевой, является познание азов, на которые, по сути, должны наслаиваться знания в вузах или ссузах.
«Ребят учат основам, а их творческую жилку мы поддерживаем с помощью нашего проекта в виде творческой галереи», – рассказывает директор.
Галерея – своего рода союз преподавателей и учеников школы. Она не входит в программу обучения, при этом является одним из любимых проектов ребят. Возможность выставлять лучшие работы – акт отхода от традиционных представлений искусства и учебы, тем самым дети могут раскрыть свои интересы.
Рисунки учащихся представляются в виде артобъектов, инсталляций, пластических форм и объемов, в которые воплощаются креативные идеи и художественные образы. Даже сами названия интригуют: «Живое море», «Сказка на ночь», «Бумажный солдат», «Приглашение к путешествию», «Фильм, фильм, фильм», «Время играть» и многие другие.
Преподаватели в Детской художественной школе – люди с большим педагогическим стажем. Во главу угла при отборе кадров руководство ставит умение учителя находить общий язык с будущими учениками. Сегодня здесь работают 22 педагога. Каждый из них заинтересован в том, чтобы учащийся получил максимум знаний.
По мнению директора, это очень важный момент. Не потому ли школа на слуху, у нее так много наград и солидный опыт участия в грантовых конкурсах.
А это в свою очередь дает новые возможности для раскрытия творческого потенциала ребят. Так, например, учащиеся ДХШ
проводили в онлайн-режиме мастер-классы для сверстников из других городов страны, рассказывали им о культуре, обычаях и ремеслах своей малой родины. По случаю юбилея учебного заведения, а также в связи с празднованием 100-летия со дня рождения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова была организована передвижная выставка «Мой дедушка Расул». Реализована инициатива в рамках гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Выставка будет экспонироваться в городах и районах республики.