Купить PDF-версию
08:07 | 24 июня, Вт
Махачкала
X
09:12 14.05.2019

Спектакль – это маленькая жизнь

Маргарита Арсланбекова, специалист по связям с общественностью Даргинского театра им. О. Батырая
Выпуск - 2019 № 135
31

Один из первых артистов Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая, талантливый режиссер Нариман Алиев (на снимке), внёсший весомый вклад в формирование и становление национального театра и сценического искусства Дагестана, с детства мечтал сниматься в кино, но ему была уготована судьба провести большую часть жизни на театральных подмостках.

– Я пошел по пути немногих, – поясняет Алиев, – и это был мой осознанный выбор. Поступая в медицинский институт в Махачкале, провалил экзамен. Тогда я увидел объявление о наборе даргинской студии в Ереванский художественно-театральный институт. Дороги назад не было, в родном селе Леваши после смерти отца остались мать, сестра и четверо братьев. Возвращаться мне не хотелось больше всего из-за того, чтобы их не расстраивать.

В сентябре 1955 года специальная комиссия Ереванского института под руководством профессора, актера и режиссера Вавика Вартаняна организовала прием студентов в Махачкале. Было отобрано 15 человек, которые впервые познакомились с театром. Руководителем курса первопроходцев из нашей республики был известный сценарист, народный артист Армении Рафаэль Джрбашян.

В 1969 году Нариман Алиев возвращается в родной театр и параллельно с актерскими работами впервые пробует себя в роли режиссера. Широко были освещены в республиканской прессе его постановки «Лекарь поневоле» и «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, «Без вины виноватые» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя и др.

– Исходя из вашей практики, кем лучше быть – актером или режиссером? – спрашиваю у моего героя.

– Все говорят, что это две разные профессии. Но я не считаю, что актер может быть плохим режиссером, а из режиссера получится плохой актер. А как же величайшие театральные деятели Станиславский, Табаков, Ефремов? Отсюда вывод: актером быть – хорошо, а актером и режиссером – еще лучше.

– Какой театр близок вам по духу?

– Театр естественный, человеческий, по системе Станиславского, с переживаниями и эмоциями, когда грустно – со слезами на глазах, и со смехом на лице, когда смешно. Кто-то скажет, что это консервативно, но кто я такой, чтобы искажать классиков мировой литературы, умнейших людей? Другое дело – внести свое видение в поведение героев, посредством этого передав замысел автора зрителям. Тут главное – знать, чего режиссер хочет добиться в итоге. К примеру, показать на сцене не физическое убийство, а игрой, состоянием и мыслями дать понять, что чувствует человек от измены, подлости, предательства, ведь это не физический, а моральный удар. А чего стоит слово, которое порой острее и больнее ножа может ранить и даже убить.

– Нужно ли зрителю перед просмотром спектакля прочесть произведение?

– Кто не знает языка, должен прочесть, а те, кто знает, наоборот, таким образом приобщаются к произведениям классиков мировой литературы и наших дагестанских авторов. Я очень ратую за сохранение и распространение родного языка, особенно среди нынешней молодежи. Горжусь, что за свою жизнь перевел с русского на даргинский язык 28 пьес!

– Кого, по-вашему, играть сложнее – положительных или отрицательных героев?

– Спектакль – это маленькая жизнь, прожить ее на сцене нужно без фальши – вот бы и в реальной жизни так (смеется). Что касается персонажей, то негодяев играть намного легче, ведь в них можно воплотить все неуместные в жизни качества, чуждые обществу и самому себе. Герой положительный – пример для подражания, потому играть его большая ответственность!

– Кто-то из ваших детей пошел по стопам родителей-артистов?

– Мы воспитали четверых детей, семерых внуков и даже увидели первую правнучку, но по нашим стопам пошел лишь внук Казбек. Слежу за его первыми шагами и становлением как актера на сцене Даргинского театра.

– Расскажите о самых запоминающихся гастролях в вашей жизни.

– Для меня самые гостеприимные, благодарные зрители (не в обиду остальным будет сказано) – это жители Дахадаевского района. На всю жизнь я запомнил гастроли в с. Кища в конце 60-х – начале 70-х годов. Я поехал с артистами в качестве руководителя труппы. Вечером мы сыграли спектакль и, так как раньше в гостиницы мы не селились, остались ночевать у сельчан. И когда я распределил всех артистов по домам, а сам остался не у дел и уже было решился ночевать в автобусе, ко мне подошла пожилая женщина и предложила переночевать у нее. Дом был маленький и небогатый, обстановка простая, помню, горел очаг, вся стена была черная от копоти, но для гостя женщина сделала все возможное: вытащила из сундука и постелила новые белоснежные простыни, а утром досыта накормила простой горской едой. С того дня эта ее душевная теплота долгие годы греет мое сердце. Жаль, женщины этой давно нет в живых, но ее гостеприимство и доброе отношение ко мне я не забуду никогда.

Статьи из «Театры»

Вначале было дело

160
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

39
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

163
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

28
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

22
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

117
Наша газета продолжает рассказ о победе...

О войне, любви и верности

62
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Комедии, драмы и… новая сцена

36
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

67
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

48
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...