Многолетняя борьба дагестанцев с нашествием Надир-шаха породила выдающихся людей, сформировала и выдвинула руководителей этой борьбы. Муртазали Казикумухский считался лакским национальным героем. В битве на плато Турчидаг в 1741 году войска Надир-шаха были разгромлены, и персидскому завоевателю не удалось покорить Дагестан. Он был вынужден отказаться от своих планов по завоеванию Страны гор и бежал с остатками войска.
Постановку спектакля по пьесе Тихила Камалова осуществил чеченский режиссер, народный артист России Руслан Хакишев в жанре романтической трагедии, где помимо жестоких боев у героев много жизненных планов, романтики и любви. Музыкальное оформление спектакля – особый мир, созданный народным артистом России композитором Ширвани Чалаевым.
По сюжету, вот уже восемь лет в Дагестане после того, как под предводительством Сурхай-хана войска Надир-шаха были изгнаны с лакских земель, народ жил и радовался мирной жизни, как вдруг, словно гром среди ясного неба, пришла весть о надвигающейся войне. Бесстрашный и мужественный сын Сурхай-хана Муртазали клянется до победного конца защищать свой народ. И ценой собственной жизни это ему удается.
Руслану Хакишеву с артистами Лакского театра Магомедом Магомедовым — Сурхай-хан, Адамом Гайдаевым – Хан Муртазали, Абдулом Мурадовым – Магомед Хан, Асланом Магомедовым – Къараб, Луизой Шахдиловой – Итар, Абдулой Давыдовым – Надир-шах и другими удалось с исторической точностью передать ожесточенные бои с иранским завоевателем.
Декорации, тревожная музыка, игра света и теней — все вызывает тревогу и предвещает тяжелые испытания, которые лягут на плечи народа. Спектакль не оставляет зрителя равнодушным, воспроизводит тот отрезок жизни, когда судьба дагестанского народа в который раз оказалась в большой опасности. Трагичность ощущается с первых минут спектакля.
И еще одна находка постановщика – застывшие юноши в национальных бурках – гордые, мужественные. Это олицетворение лучших сынов народа, готовых встать на защиту и отстоять честь и достоинство своей Родины.
Спектакль начинается с песни о мужской чести доблестного сына лакского народа. Зрители в зале знают, что этим человеком является Хан Муртазали, который выбрал путь истинного мужчины и до последнего вздоха защищал свой народ. В этот момент режиссер как бы дает возможность сидящим в зале задуматься о том, что каждый в ответе за судьбу Родины, у каждого есть возможность стать героем, совершить подвиг во имя родного народа. Вопрос : готовы ли они на это?! Затем на сцене как будто сошедшая с экрана появляется толпа людей – старики, женщины. Гордых юношей в бурках сменяют скорбные силуэты девушек и женщин.
Несомненно, играть на сцене реальный образ для актеров сложнее всего. Мало добиться внешнего сходства, мало подражать своему герою голосом, двигаться, как он, важно еще и думать, чувствовать, как его герой. Адаму Гайдаеву – он играет Хана Муртазали, удалось передать внутренний мир своего героя. Яркое впечатление создают глаза актера: в них и боль, и сострадание, в них желание и надежда на спасение своего народа. Самоотверженные дагестанские женщины, которые потеряли в эти трагические годы своих сынов, братьев, мужей,однако, не сломились под тяжестью этих потерь, выстояли и стали опорой мужчинам, детям и своей Родине.
Образ завоевателя Надир-шаха передан очень достоверно, порой даже забываешь, что перед тобой актер, настолько искренне играет Абдула Давыдов.
Безусловно, в реальных событиях, воспроизведенных в спектакле, трагизма было в избытке, но сам спектакль заканчивается на оптимистической ноте: народ спасен! Воистину, народ, сплоченный единой целью – быть свободным, покорить нельзя.