Старуху проучили… любовью
Помните, чем закончилась знаменитая сказка «О рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина? Не сумев унять свои амбиции, старуха в итоге остается у разбитого корыта. В Дагестанском театре кукол несколько переиначили конец известного произведения: постановщики премьерного спектакля «Золотая рыбка» научили старуху любить и просто радоваться жизни.
В первый же день показа спектакль вызвал бурю эмоций в зале. Такая реакция юного зрителя не случайна – коллектив театра действительно постарался на славу и выдал очень зрелищную постановку, которую завороженно смотрели как дети, так и их родители.
Постановщиком «Золотой рыбки» стал приглашенный молодой режиссер Роман Пугач. Это его вторая работа в Дагестанском театре кукол. В первый раз Пугач ставил для маленьких дагестанцев сказку «Халиф и аист» Гауфа.
– Роман умеет очень метафорично, используя глубокие философские образы, подавать классическое произведение, – говорит директор Кукольного театра Аминат Яхьяева. – Поэтому я с большим удовольствием откликнулась, когда он предложил поставить на нашей сцене очередную свою работу. В тандеме с художником Екатериной Поляковой он создал спектакль, в котором мы видим сказочную симфонию метафор, образов, символов. Эта постановка очень зрелищна и одновременно учит нас самому главному – ценить наших родных и любить жизнь.
Несмотря на то, что создатели спектакля сохранили основную текстовую канву произведения и дух русской старины в костюмах кукол и в некоторых элементах декораций, основная концепция была задана таким образом, чтобы по возможности отойти от условности. Этому было подчинено все на сцене: аскетичные декорации, фон и необычные костюмы артистов театра, одетых так, что в разные отрезки действия один и тот же актер становится то морской волной, то прибрежной скалой, а то и вовсе сказочным жителем океанических глубин. Все это, сопровождаемое удачно подобранным музыкальным рядом, создавало на сцене завораживающее, сказочное зрелище, запоминающееся надолго.
– Мы намеренно старались придать сцене вид, напоминающий суровые и пустынные берега Севера, – говорит художник-постановщик спектакля Екатерина Полякова. – Благодаря такому подходу удается, на мой взгляд, наиболее явственно представить внутренний мир главных героев, сконцентрировать внимание зрителя на порывах человеческой души. А еще так нам удается показать контраст между идеальностью природы и неидельностью внутреннего мира человека, в данном случае главной героини – старухи. Старик же, по нашему замыслу, более близок к естеству бытия, и поэтому он выше человеческих чувств и в конце доказывает всем сидящим в зале: любовь и прощение выше всего на свете.
Роман Пугач как-то сказал:
– Я не хочу говорить с детьми, «сюсюкая», ведь они все прекрасно понимают: и дружбу, и предательство, и любовь, и разлуку, все, что чувствует взрослый человек. Не хочу, чтобы посещение Театра кукол сводилось к тому, что вот посмотрели, как куколки прыгают, и пошли сладкую вату есть.
Очередная работа молодого режиссера на дагестанской сцене показывает, что он готов вместе с детьми анализировать сложности человеческого бытия.
– Вопреки тому, что по классическому сюжету старуха должна быть наказана и остаться у разбитого корыта, мы сделали так, что наш дедушка приплывает за ней и забирает ее в свою лодку жизни, и они уплывают вдаль по волнам. Эта сцена четко показывает главную идею спектакля – нет ничего ценнее семьи, любви и верности. Я уверен, что дети это поняли и приняли с радостью, – говорит Роман.
– Это ваш второй спектакль на нашей сцене. Можно сказать, что между вами и дагестанскими кукольниками сложилась творческая дружба?
– Конечно. Я ехал работать сюда с большим удовольствием. В этом театре очень классная атмосфера. Начиная от актеров и заканчивая специалистом самого маленького цеха, все работают очень слаженно, ответственно, и мне работалось очень легко. Чувствую себя здесь, как дома.
– Есть планы дальнейшего сотрудничества?
– Директор театра Аминат Яхьяева – очень деятельный человек и стремится поставить на сцене много хорошей классики. Это мне созвучно, и я с радостью поработаю с этим коллективом в будущем.