Купить PDF-версию
19:46 | 04 октября, Пт
Махачкала
X
09:50 10.09.2024

Старый город жив

Осенний сезон Театра поэзии открылся 3 сентября. Сразу несколько событий прошло в этот день в стенах самого молодого театра республики. Одно из них – открытие персональной выставки двух молодых художниц, посвященной дагестанской столице, ее прошлому и настоящему. Елизавета Кузнецова-Асхабова и Насибат Улубиева представили свое видение Махачкалы в экспозиции «Ностальгия. Город 1857».

Живописные полотна – это фрагменты истории, запечатленные в архитектуре, бытовых сценках, городских пейзажах. Любители старой Махачкалы, горожане, интересующиеся историей своей малой родины, смогут пройтись по ее старым улочкам, запечатленным такими, как их видят авторы экспозиции.

Елизавета и Насибат – выпускницы Дагестанского художественного училища им. М. Джемала, где их первым педагогом стала заслуженный художник РД Наталья Савельева. Продолжили учёбу девочки в ДГПУ им. Р. Гамзатова на художественно-графическом факультете под руководством профессора живописи, заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Абдулзагира Мусаева.

Переходя от картины к картине, невольно задаёшься вопросом: почему у таких молодых художников возникла идея обратиться к теме старой городской архитектуры, к тому же с ноткой ностальгии по ушедшим временам?

«Игра в шахматы», Е. Кузнецова-Асхабова, 2024 г.

– Я люблю писать пейзажи и людей, – отвечает нам Елизавета. – И когда познакомилась с Кайравом Кагермановым, фанатом старой Махачкалы, наслушавшись его рассказов об истории некоторых знаковых для города зданий, захотела кистью и красками показать «свою» филармонию, здание с длинной, запутанной, непростой историей. Это была моя первая работа по данной теме. Фото картины было выложено в интернет, и люди откликнулись, это оказалось интересным очень и очень многим. Потом ко мне присоединилась Насибат, у нас набралось достаточно работ данной серии, и так возникла идея сделать полноценную выставку.

– Как мы выбираем объект? Пишем только то, что нравится, – вступает в разговор Насибат. – Конечно, нам интересны в первую очередь улица Буйнакского, район железнодорожного вокзала – одним словом, старый центр города. Это не только места, которые нас вдохновляют на создание живописных работ, здесь мы организовали свою творческую мастерскую – занимаемся росписью по тканям, украшаем одежду. Редко, но всё же проводим мастер-классы.

Надо сказать, что Лиза и Насибат – это практически уникальный для наших времен случай, когда выпускники художественного вуза остаются в профессии и продолжают заниматься искусством.

Наталья Савельева, наставник художниц, делясь эмоциями и впечатлениями от выставки своих учениц, отметила печальную тенденцию последних лет: из группы в 10–15 человек в лучшем случае один или два идут дальше и продолжают заниматься тем, чему их учили на факультете живописи. Основная задача педагога не столько научить методике работы, считает Савельева, сколько научить понимать, что ты делаешь и для чего ты это делаешь, привить вкус и отбить желание на всякую попытку создавать дурновкусие, если таковое вдруг и возникнет.

«Вид на порт», Е. Кузнецова-Асхабова, 2024 г.

«Я рада, что девочки стали настоящими живописцами, продолжили начатое дело, и город наш должен быть счастлив, потому что таких посвящений Махачкале мало. Каждая из этих работ достойна того, чтобы остаться в городских архивах и в памяти людей», – уверена Наталья Константиновна.

Проблему сохранения культурно-исторического наследия затронула и директор Музея Махачкалы Наида Дибирова.

«Мы теряем архитектуру, памятники истории, и такие выставки, как эта, могут стать хорошим материалом для искусствоведов, исследующих тему Махачкалы в изобразительном искусстве. Здорово, что совсем молодые девочки посвятили свои работы старому городу, который они по сути практически не знают. Несколько лет назад в нашем музее проходила выставка «Город в красках», мы собрали всё, что есть о Махачкале. В основном, конечно, произведения мэтров дагестанской живописи – Августовича, Конопацкой. Но были и новые работы, специально написанные к выставке. Надо признать, тема не популярна у современных художников. К сожалению, современная Махачкала мало кого вдохновляет на искусство, но данная экспозиция вполне может возродить интерес к урбанистике в живописи. Я заметила, что много полотен с выставки находится в частных коллекциях, и это тоже свидетельство того, что люди хотят сохранить у себя частичку старого города. Надеюсь, какая-то из представленных здесь работ останется в фондах нашего музея», – сказала Наида Дибирова.

Мы спросили о впечатлениях от выставки доктора исторических наук, профессора ДГПУ Нину Гарунову:

«Я думаю, что любая выставка – это уже событие в городе, и нынешняя не исключение. Вижу тут не только людей искусства, как это обычно бывает. Сюда пришли студенты, преподаватели вузов и школ, которым интересна наша история. Художницы показали город с нового для современного зрителя ракурса – это Махачкала, которая не обезображена хаотичной застройкой, многочисленными рынками. Это город, который мы любим и помним».

Пришли поздравить Елизавету и Насибат со значимым событием также председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов, профессор Абдулзагир Мусаев, директор выставочного зала Союза художников РД Амирхан Магомедов, кандидат искусствоведения Наталья Мусаева.

Вернисаж посетил мэр Махачкалы Юсуп Умавов и представители администрации города. После лекции «Город 1857» Кайрава Кагерманова и Гаджимурада Пашаева, основателей одноимённого проекта, состоявшейся сразу после выставки, Юсуп Умавов поделился своими впечатлениями и рассказал о ближайших планах мэрии по сохранению исторического наследия столицы. Некоторые шаги уже сделаны: введен мораторий на переименование улиц. Предполагается также контроль и ограничение на строительство в исторической части города и разработка пеших туристических маршрутов.

Экспозиция вызвала чувство ностальгии у всех посетителей и надежду на то, что город останется жить в живописных полотнах, в памяти его жителей, в сердцах, где он оставил свою теплоту и присущее ему очарование.

А у Елизаветы и Насибат – новые планы. Куратор проекта, председатель Дагестанского отделения Творческого союза художников России Екатерина Дидковская сказала нам по секрету, что следующая тема будет совсем другой и это тоже будет весьма интересно.

Статьи из «Выставки»

В стиле ретро

23
Фотограф-коллекционер Заур Муллаев в очередной раз порадовал горожан своим новым проектом...

Символ печатной графики

206
В Дагестане проходит ставшая уже традиционной IV Международная биеннале печатной графики...

Земля в миниатюре

13
В Историческом парке «Россия – моя история» открылась уникальная фотовыставка «Нити»....

Большой мир маленького Дагестана

14
Выставочное пространство Пятигорского краеведческого...

Дружба, скреплённая искусством

11
В Тульском музее изобразительных искусств открылась...

Дети знают, как сохранить родной язык

34
Настоящим детским праздником творчества, культуры и...

На снимках – дети героев

42
140 уникальных фотографий. На них дети участников специальной военной операции запечатлены с...

«Нити» дружбы между народами

59
Больше года Родион Исмаилов и Шамиль Ахмадулаев, основатели проекта «Нити», путешествовали...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

44
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

40
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

72
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...