Страна богата долинами
Работая в Центральном государственном военно-историческом архиве над книгой по истории российской таможни, нашел материалы Федора Ивановича Гене. В 1833 году, он, имея чин полковника, производил военно-топографические работы в Дагестане, обследовал ряд местностей. В 1836 г., переодевшись горцем, проник в свите Нуцал-хана в Аварию, но в селе Чох был опознан и задержан, однако вскоре бежал из плена. В работах Гене в Дагестане в 1833 г. принял участие служивший тогда в гарнизоне Дербента поэт – декабрист А.А. Бестужев-Марлинский (на снимке), о чем он сам упоминает в ряде мест своей переписки. Так, 15 июня 1833 г. Бестужев сообщает из Дербента брату Павлу, что едет с Гене в горы, и в тот же день пишет: «Отправляюсь с одним полковником в Табасаранские горы, может статься на месяц…»; 30 июня того же года Бестужев в письме к брату Павлу из сел. Курах сообщает, что «Гене хочет поехать переодетым в Аварию и Табасарань»; здесь же Бестужев пишет, что через 3 дня будет в Кумухе у Аслан-хана; 12 июля в письме к брату из Касумкента замечает, что он очень благодарен Гене за то, что тот привлек его к своим исследованиям. Избавил его на целый месяц от Васильева (командира батальона, в котором Бестужев служил). 17 августа он уже из Дербента жалуется брату, что командир корпуса «не соизволил» отпустить его вновь на съемку с Гене.
Климат и произведения земли
«Климат в Дагестане, за исключением прибрежных низменных мест, вообще здоровый, чем далее к западу в горы оный становится суровей и может равняться с самыми холодными климатами. Спускаясь постепенно с гор Мехтулинскаго владения к северу, к Темир-Хан-Шуре, к Таркам и далее во владение шамхала, к долине реки Озень, делается воздух умереннее, а на Сулаке уже довольно теплый; по морскому же берегу знойный и в некоторых местах нездоровый.
Страна сия богата долинами, чем ближе к морю, ибо хребты ея, склоняясь постепенно, теряются на приморье волнистыми холмами; но чем далее к западу, тем хребты становятся утесистее, обнаженнее и бесплоднее, так что, богатая внизу лесами и плодовитыми деревьями, выше не имеет уже никаких кустарников, не только деревьев. Вообще на горах в Дагестане растут сочные и обильные травы, которыми жители онаго содержут стада баранов, исключая в Акуше, где травяных гор весьма мало, ибо на верху скалистая, а ниже глинистая порода земли препятствует произрастанию оных, так что акушинцы не в состоянии содержать свои бараньи стада и принуждены гнать оные во владение Аслан-хана и в Сюргя. Посевы в верхнем Дагестане состоят большею частию в пшенице, ячмене и просе; урожаи большею частию бывают хороши, несмотря на нерадение жителей к сельским работам; почва земли, исключая в самых высоких горах, вообще плодородна, и малейшее старание дало бы им возможность не нуждаться в хлебе и в других потребностях жизни. Зима в верхнем Дагестане очень сурова и продолжается 8 месяцев. Жители Казыкумухского владения, Акуши, Сюргя, Кхесеруха, Мукратль и Андалала об огородах понятия не имеют, к разводу коих и климат не благоприятен, почему принуждены лук, огурцы, морковь и другия огородныя овощи покупать у своих соседей: яблоки, груши, изредка виноград привозят туда на продажу из Аварии и из деревень, лежащих по Койсу ниже селения Ходжал-махи; от сей деревни до реки Койсу простирается фруктовый лесок величиною до двух квадратных верст. В Мехтулинском владении и вообще в провинциях, лежащих ближе к морю, занимаются уже садоводством и огородами, засевают капусту, кукурузу, лук, огурцы и пр. овощи.
Жители нижняго Дагестана прилежнее, нежели верхняго, и занимаются более хозяйством, особенно хлебопашеством, и вообще богаче прочих. В Кюринском владении и других местах ближе к морю растут виноград и другие фрукты. В означенном владении, немного выше селения Хош-кента, по левому берегу реки Гюль-гяри-чай, тянется по чрезвычайно душистому лугу до селения Кюркента черешневый лесок величиною до 6-ти квадратных верст. Вообще владение сие богаче всех прочих в отношении растительной силе своей. Жители низменных мест на лето выгоняют свои стада в горы, а зато снабжают жителей оных хлебом и другими произведениями, которых у них нет, или в чем они нуждаются.
В верхнем Дагестане домашней птицы, исключая кур, никакой нет, а на верховьях Самура и тех очень мало, потому что нуждаются в хлебе. В бытность мою в Казыкумухе случилось мне видеть только двух гусей, которых для редкости держут; уток же и индеек вовсе не видно.
В дагестанских лесах встречается весьма мало садовых деревьев, принадлежащих к умеренному климату, только орешник и изредка липняк и чинар, а из фруктовых деревьев растут грецкий орех, яблоня, грановник, кизил, слива, тутовник и в прибрежных местах виноградная лоза.
Вообще в верхних частях Дагестана лесу почти нет, так что жители по неимению дров топят кизяком, который они приготовляют заранее в виде кирпичей, разстановляют оный для осушки рядом кругом крыши и оставляют внизу оных отверстия вроде амбразур. Касательно же произведений царства ископаемаго ничего сказать не могу, потому что я не только не мог заняться разсматриванием качеств всех гор и свойства их, но не имел даже довольно свободы производить съемку, которую я не иначе делал, как украдкою, и то с большою опасностию.
Между тем в бытность мою в Акуше я имел случай выведать от некоторых приходящих ко мне из любопытства с разных деревень людей, что недалеко от селения Акуши, выше к горам, к Аслан-ханскому владению, есть очень хорошая богатая медная руда. Соль добывается в большом количестве в шамхальских владениях на приморье в озерах, которою пользуется вообще весь Дагестан и потом горцы Восточного Кавказа. В Кюринском ханстве, вверх по реке Сенд-чай, на правом ее берегу, недоезжая деревни Фурек, есть тепло-серный ключ, куда приезжают купаться издали и находят воду онаго целительною.
Торговля и ремесла
Главнейшия произведения в Дагестане состоят в делании всякаго рода оружия и всякаго рода ковров и войлоков. Огнестрельное оружие делают в Кубачи, кинжалы же делают лучшие в селениях Малом Казанише, Мюлявки и Амюзгя; в Казыкумухском владении также делают кинжалы разных родов, но не такой доброты. В обществе Андалал, в Казыкумухе, в селении Малом Казанище и в Кубачах занимаются разными серебряными изделиями. Вообще торговля в Дагестане весьма незначительна и состоит в продаже грубаго изделия сукон, простых ковров и войлоков, также всякаго рода холоднаго и огнестрельнаго оружия; все произведения их в самом грубом виде; сермяга для кавтанов и рубах, сыромять для обуви, ковры, войлоки и другие самые необходимые предметы для домашней жизни — вот все, что умеют они делать. Толстый бурмет для рубах и архалуков выменивают от заезжих из Нухи и Дербента татар или армян на баранов, и то одними зажиточными людьми; сверх сего, жители в Дагестане хорошо выделывают бараньи шкуры более для собственнаго употребления.
Нравы и обычаи
Дагестанцы живут большими селениями, тесно построенными, и большею частию для жительства выбирают гребни гор при соединении двух речек, обмывающих подошвы оных, располагая дома свои по обе стороны гребня амфитеатром, так что каждый верхний дом обстреливает нижний. Обыкновенно имеют в селениях своих только два выхода, стараясь для сего избрать самыя крепкия от природы места, кои нередко обороняются башнями или стенами; таким образом, каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону. В крепких местах дома строют в два этажа, внизу из сырца или плетня, но далее в горах из плитняка, коим также покрыты крыши; в нижнем этаже обыкновенно содержат скот. Внутренность домов довольно опрятна, сами же жители воинственны, гостеприимны…
… Между собою даннаго слова редко нарушают. Там, где есть владетели, они им вполне покоряются, в вольных же обществах власти никакой над собою не признают, и характер у них более неспокойный и буйный».