Страна гор и гора языков
«Зачем горцы украшали сакли солярными знаками? Время пошло!». «Сейчас-сейчас, я вспомню!» – отвечал школьник, а времени на ответ оставалось все меньше.
А в соседнем зале другой ведущий задавал вопросы о ремеслах Дагестана.
— Какому селу принадлежит гончарное ремесло, изображенное на этой картинке?
— Балхар!
— В каких еще селах республики изготавливали керамические изделия? – это был второй из десяти вопросов.
Про Сулевкент участники еще вспомнили, а про испикскую керамику – нет, не слышали, ну или забыли.
За знание истории, культуры, традиций, обычаев народов Дагестана боролись команды из разных школ города. Найти заколдованные шифры, ответить на «культурные» вопросы о родном крае, разгадать исторические загадки и лучше всех прочесть стихи должны были участники этнофестиваля «Дагестан – очаг мой родной», посвященного 100-летию ДАССР.
«Дагестанский квест» прошел в Национальном музее РД им. А.Тахо-Годи. В числе организаторов – сами дети, музей и управление образования города.
И здесь игроки вспоминали истории, когда-то рассказанные им бабушками и дедушками.
«Давным-давно в Дагестан прискакал всадник, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, усталый конь споткнулся, и мешок случайно зацепился за острую скалу. Вниз по каменным уступам посыпались языки. С тех пор Дагестан стал многоязычным». И называют его не только Страной гор, но и горой языков.
Оберегающая вышивка
А детям рассказывали о разновидностях вышивок в нашем регионе. Самые распространенные виды – гладь и крестиком. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, еще в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами. Трудно найти народ, который бы не украшал свою одежду и предметы быта вышивкой. Есть характерные виды вышивок – славянская или чувашская. Специфическим видом дагестанской национальной вышивки является кайтагская, названная по местности, где ее первоначально обнаружили. На шелковом или хлопчатобумажном полотне вышиваются узоры шелковыми нитями. Используется особенная, нигде не встречающаяся техника, шелк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что кайтагская вышивка использовалась в качестве оберегов. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Укладывалась вышивка на продольную перекладину люльки орнаментом вниз, так как обращена она была именно к младенцу и защищала его от злых духов и сглаза. Во время свадебных церемоний в вышивку заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках. Орнаменты и композиции очень разнообразны и в точности не повторяют друг друга. Мастерицы могли и фантазировать, часто обращались к образам и мотивам турецких, иранских и даже китайских тканей, вышивок, ковров, к орнаменту каменных резных стел или нанесенному на деревянные изделия.
Не стена, а история
У каждого народа свои уникальные традиции, обычаи, обряды, костюмы, украшения, танцы, но есть и много схожего, например, в предметах быта. Порой встречаются такие предметы быта, что не предметы вовсе, а настоящая головоломка, как в случае с цагуром. Участникам квеста предстояло узнать: для чего деревянная стена разделяла кунацкую и как она называется. Угадали не все. Это с виду цагур – деревянная стена-перегородка, разделяющая кунацкую от хозяйственной части. А послушаешь этнографов, и стена уже не стена, а часть истории, домовая книга семьи, тухума, села. А в нарядных резных узорах дети разглядели минарет, солнце и прочие космические тела. Каждый воспримет и увидит их по-своему, потому что это искусство, а оно гибко. Резьба по дереву, как мы знаем, – древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории, культуры многих народов, отражает богатые национальные традиции. Первые исследования по художественной обработке дерева у дагестанцев появились в конце XIX – начале ХХ веков. Эти удивительные произведения дагестанских резчиков по дереву, сохранившиеся в мечетях и музеях – воплощение лучших традиций народного художественного ремесла. Орнамент и форма одних памятников имеют явную связь с древними языческими традициями, другие – христианского и мусульманского периодов Средневековья. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три орнамента. У аварцев – геометрический, у кубачинцев распространен растительный орнамент «мархарай», у табасаранцев и агульцев – ленточный-плетёночный узор, пришедший к нам в средние века из Армении и Грузии. Цагур, помимо прочего, служил еще и домовой книгой. В центре его есть отметки с указанием даты рождения и смерти.
Дом для горца
А когда речь на квесте зашла о бурках, школьник Гасан первым ответил, что бурка противостояла шашечным и кинжальным ударам, ее не пробивала выпущенная из гладкоствольного оружия пуля, не говоря уже о стрелах. Он все про это знал, потому что его бабушка из Ботлиха, она делает эти самые бурки, которые спасают в непогоду, и не зря их называли домом для горца. И первая бурочная артель появилась в Ботлихском районе в селении Рахата в 1925 году. Говорят, что ее перевели туда из Анди. А в годы Великой Отечественной войны именно отсюда отправили на фронт более 120 тысяч бурок. Этот вид одежды, который до 50-х годов был популярен среди дагестанских мужчин, сегодня стал почти декоративным.
Обычно специалисты жалуются: школьники плохо ориентируются в вопросах культуры, обычаев и традиций своего народа, отрываются от корней, им куда ближе чужие ценности, нежели свои, родные… Но квест на знание родного края показал – детям Дагестан интересен, особенно если закрепление уроков проходит в игровом формате в музее.