Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:00 | 29 ноября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Строгие и сдержанные

A- A+

Здесь в каждом доме музей, здесь каждый дом – музей, здесь первое, что дают в руки ребенка, – ювелирные инструменты… Это про знаменитый своими мастерами аул Кубачи.

В Кубачи можно услышать имена многих известных ювелиров, и все скажут: «Наш аул с давних времен славился своим искусством…». Но никто точно не скажет, когда именно здесь зародилось ремесло. Еще обязательно скажут, что в стародавние времена местные мастера изготавливали кольчуги и конскую сбрую, затем перешли на кинжалы с фили­гранной серебряной отделкой, женские украшения, чеканные кувшины для воды и ритуальные сосуды. И да, по легенде именно кубачинские мастера выковали щит для Александра Невского и знаменитый рогатый шлем Александра Македонского. Прошло много лет и пройдет еще немало, но одно останется неизменным: каждый день в мастерских аула создаются и будут создаваться новые изделия. При этом не каждое изделие становится произведением искусства, достойным остаться в веках.

Посетители Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи наверняка обратили внимание на декоративный столик в одном из залов. Это памятник кубачинского ювелирного искусства первой половины ХХ века, созданный братьями-ювелирами Абдуллой и Бахмудом Тупчиевыми. Они были потомственными кубачинскими ювелирами, гравёрами и эмальерами. Их изделия получили известность далеко за пределами Дагестана. Братья Тупчиевы работали в Варшаве и Петрограде, а в 1937 году были отмечены на Всемирной выставке в Париже.

– Бахмуд Тупчиев в 1890-х годах отправился в Санкт-Петербург для изучения техники цветной перегородчатой эмали, он практически привнес в кубачинское ювелирное искусство технологию выемчатой эмали, – рассказывает научный сотрудник музея Елена Мамаева. – Данный столик попал в Национальный музей в 1948 году. Его сдали не авторы, а ювелир Ибрагим Джалалов. Из его рассказов следует, что столик был изготовлен Бахмудом Тупчиевым в 1910–1914 гг., а работа по его сборке приостановлена. И только в 1947 г. ювелир И. Джалалов столик собрал, и через год он попал к нам.

Этот декоративный столик – первый в истории кубачинского искусства, выполненный в технике цветной перегородчатой эмали. Основу материала, на котором произведена сборка столика, составляют железо и дерево. А поверхность покрыта серебром с ювелирной гравировкой, чернью, эмалью и позолотой. Столик состоит из 235 пластин, которые скреплены 600-ми серебряными гвоздями.

Еще одно произведение братьев Тупчиевых хранится в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой: в 1900-е­ годы Абдулла вместе с Бахмудом работал над шкатулкой, этот период считается временем его творческого расцвета. Ювелир выполнил изделие в форме сказочного ларца. Это очень тонкая, мастерски сделанная работа. Сверху шкатулка покрыта пластинами из слоновой кости с золотой насечкой – с помощью этой техники на изделие наносился орнамент из цветных металлов.

Позолоченные полоски украшены ложной зернью – литым узором, имитирующим настоящую зернь – небольшие шарики, сформированные из проволоки. На сайте музея рассказывается, что шкатулка, несомненно, была создана под влиянием русского ювелирного искусства, но при этом она отличается особой изысканностью, характерной для кубачинских ювелиров. Цветная эмаль делает изделие еще более похожим на сказочный ларец. В 1924 году в Кубачи появилась первая ювелирная артель, из которой спустя 36 лет вырос Кубачинский художественный комбинат – крупнейшее предприятие дагестанских народных промыслов. Долгие годы Абдулла Тупчиев оставался лучшим мастером артели и даже изготовил знаменитые портсигар и подстаканник с эмалевым узором, которые подарили Владимиру Ленину в 1921 году. Все изделия ювелира были строгими и сдержанными, но при этом отличались сложным узором, состоящим из мельчайших элементов.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»