Сумасшедшая любовь литературного гения
Совсем недавно наша страна отметила 210-летие со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В связи с этим хотелось бы поведать о том, какую женщину больше всего любил гений отечественной литературы.
В декабре 1834 года юный Лермонтов страстно увлекся петербургской красавицей Екатериной Сушковой. Они были знакомы еще с 1830 г., но тогда их чувства не переросли в большую любовь.
И вот новая встреча. Увиделись молодые люди на балу, который давала их общая знакомая баронесса Александра Хюгель. Лермонтов уже был в звании офицера лейб-гвардии гусарского полка, а Екатерина Сушкова имела репутацию первой красавицы и кокетки Петербурга, собиралась выйти замуж за приятеля поэта Алексея Лопухина. Друзья и знакомые Михаила Юрьевича говорили, что он в те дни неустанно повторял одно и то же: «Она сведет меня с ума. Я уже почти сумасшедший».
***
Тем временем Лопухин выразил свое неудовольствие Лермонтову. Он сказал:
– Я слышал, что ты влюблен в Екатерину. Это так?
Михаил кивнул.
– Совершенная правда. А разве можно только тебе влюбляться?
Лопухин смерил приятеля недовольным взглядом:
– У нас дело намечается к свадьбе.
Но ни один мускул не дрогнул на лице поэта. Он сказал:
– Кого она выберет, за того и выйдет замуж. Я считаю, что так будет справедливо.
Лопухин нехотя согласился:
– Пусть будет по-твоему.
Но в то же самое время Сушковой стал уделять внимание еще один поклонник – Жорж Дантес. Да, тот самый французский офицер-кавалергард, который спустя три года смертельно ранит на дуэли другого гения русской литературы — Александра Пушкина. Он вызывал особенно сильную неприязнь у Лермонтова. В письме к родственнице Марии Симанской поэт сообщал: «Милая кузина, очень рад сказать вам, что я влюблен в Екатерину. Сначала нас было двое ухажеров – я и мой приятель Алексей. Однако теперь, к сожалению, прибавился и третий. Это невыносимый мною выскочка-француз, который кичится своим высоким ростом. Если бы это был не француз, то дал бы ему сатисфакцию. Но переживаю, что это будет выглядеть смешно. Тем более что дуэль – крайняя мера».
***
О том же Лермонтов сказал и Лопухину:
– Я, было, думал вызвать этого хвастуна на поединок. Он на балу три раза пригласил на мазурку Екатерину.
Алексей усмехнулся:
– В таком случае и я должен вызвать тебя на дуэль.
– Меня?! – удивленно воскликнул поэт.
Тот кивнул:
– Именно. Ты, Миша, разрушил наши с ней планы относительно свадьбы.
– Так вызывай, – спокойно сказал Лермонтов. – Хотя, согласись, это будет выглядеть нелепо.
– Не могу, – ответствовал Лопухин. – Ты мой лучший друг. И с Дантесом советую не устраивать перестрелки. Он иностранный подданный, хлопоты будут потом.
***
Тем не менее поэт не особо прислушался к его советам и однажды высказал Дантесу свои претензии относительно Сушковой. Француз, на удивление, ничего не ответил, лишь молча, улыбнувшись, поклонился Лермонтову. В этом случае, согласно этикету, поэт в ответ тоже был вынужден молча поклониться.
При очередной встрече с Екатериной Михаил Юрьевич горячо выразил девушке вновь свои чувства и прочитал посвященное ей стихотворение:
Зови надежду сновиденьем,
Неправду – истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о, верь моей любви!
Такой любви нельзя не верить,
Мой взор не скроет ничего,
С тобою грех мне лицемерить,
Ты слишком ангел для того.
Екатерина призналась, что их чувства взаимны. Она сказала:
– После таких стихов сомнений во мне не осталось, что между нами существует истинная любовь. Я Алексею всё объясню. Лелею надежду, что он поймет меня.
Лермонтов был вне себя от радости и признался своему товарищу корнету Алексею Столыпину, что сходит с ума от любви и не представляет, как будет жить без дорогой Катеньки. Столыпин только поздравил его с этим фактом.
***
Вскоре Дантес отбыл к месту своей службы. Лопухин уехал в Москву, поскольку являлся статским советником и ему было предписано жить и работать там. А Лермонтов вдруг решил провести свой первый отпуск в Тарханах. Он ничего не сообщил об этом Екатерине. Здесь поэт стал работать над новыми стихами и лишь спустя месяц написал ей, что трудится над большим стихотворением «Умирающий гладиатор», полностью увлечен новым произведением. После два месяца не писал Екатерине.
Сначала красавица не держала обиды на поэта. Она понимала, что он вдохновлен писанием новых стихов. Но когда Лермонтов не ответил на ее второе письмо, то резко разорвала с ним все отношения.
***
Екатерина Сушкова вышла замуж в 1838 году за дипломата Александра Хвостова и прожила с ним до 1861 г. У них родились трое детей: две дочери и сын.
После смерти мужа Екатерина проживала вместе с детьми в Петербурге на Литейном проспекте. В 1867-м в возрасте 19 лет внезапно умер ее сын Владимир. Она не смогла оправиться от этого удара и умерла в октябре спустя год.