Свадьба пела и плясала
Выражение «сыграть свадьбу» – не случайно. Свадебный обряд – это спектакль, полный тайного смысла. Как в старину предки играли свадьбы, воспроизвели на днях жители села Хунзах, где работники центра традиционной культуры реконструировали один из ритуалов старинной аварской свадьбы – приход невесты в дом жениха. По этому случаю в ауле развернулось настоящее, исконно сельское торжество с множеством, как и полагается в подобных случаях, песен, танцев и угощений.
В традиционных свадьбах гармонично сочеталось старое с новым, религиозное с народным, а печаль с весельем. В настоящее время, когда преемственность поколений в передаче культурного опыта теряется и обрядовость важных моментов в человеческой жизни нивелируется, общество все чаще обращается к старинным свадебным традициям, надеясь на долгую счастливую семейную жизнь. Поэтому данный проект имеет и практическую направленность, так как реконструкцию обряда можно использовать при изучении обычаев и традиций, а также при подготовке к современному бракосочетанию.
Старинный свадебный обряд в Хунзахе специалисты центра при поддержке Республиканского дома народного творчества провели в историко-краеведческом музее, который разместился в особняке рода Чупановых, построенном в XVIII веке. В реконструкции обряда приняли участие артисты-любители. Зрителями стали жители села, а также туристы.
В чем же суть древнего свадебного ритуала? Обряду издревле предшествовала большая предсвадебная подготовка. За две недели до торжества невеста покидала дом родителей и находилась в гостях у подруги (желательно родственницы), жених тоже уходил к другу. В домах молодых в это время определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили взрослые, опытные в кулинарии женщины. Они готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкала, урбеч и др. Мужчины резали баранов, разделывали мясо. Еду готовили на кострах в больших казанах. За день до начала свадебного торжества представители невесты приносили в дом жениха приданое. Это действие означало начало свадьбы, которая в прошлом проводилась несколько дней.
Реконструкция обряда охватила наиболее важные фрагменты старинной хунзахской свадьбы: назначение тамады – гудула, встреча представителей жениха и невесты на торжестве, приветствия участников с обеих сторон.
Особое место в старинной свадебной церемонии играл шутливый персонаж со стороны невесты (хунзахцы называют его иронично «хама», в пер. с аварского – осел). Кульминацией торжества был веселый обряд, во время которого друзья и родственники с обеих сторон по очереди восхваляли качества жениха и невесты. Ожидаемыми и зрелищными были «открывание» родственниками жениха лица невесты (как известно, оно всю свадьбу скрыто белым платком) и танец молодоженов.
Украшением реконструированного обряда старинной свадьбы стало участие в них исполнителей народных песен Айшат Тажутдиновой и Чарана Султанбегова. В старинных аварских песнях, исполненных ими, звучали добрые слова напутствия молодым пронести свою любовь через все испытания, прожить долгую и счастливую жизнь и подарить миру как можно больше детей.
И, конечно же, какая свадьба без праздничного застолья! В этот день столы, как говорится, ломились от всевозможных кушаний. Хунзахские хозяюшки постарались по максимуму разнообразить стол блюдами, которые были в чести на праздничных застольях предков.