X
11:34 19.11.2021

Свадьба в Ругуджа

На руках – множество колец и браслетов. Лицо полностью прикрыто накидкой, плотная ткань увешана серебром и жемчугами, на груди серебряные украшения. Всё это обереги от дурного глаза.

Традиция нашивать подвески на наряды уходит вглубь веков. В этом наряде выходит замуж ругуджинская невеста. Весит он несколько килограммов, а выглядит – глаз не оторвать.

Чаще всего свадьбу в Ругуджа играют осенью, во время окончания полевых работ. Согласно местным адатам, сватать невесту шли зять и сноха. Несли они в дар невесте одежду и серебряные изделия, и обязательно среди даров должны были быть 11 сырников, которые здесь называют «гугби», и большой поднос халвы.

Церемония «магьар»

Это самый важный обряд, совершают его в четверг или пятницу. Старожилы рассказывают, что в этот день не обходилось и без магии. Недоброжелатели могли «завязать» жениха, то есть отнять силы, вызвать ссоры в доме новобрачных. Со временем и с ними научились бороться. Поэтому с давних времен обряд бракосочетания проводился в уединённом месте в очень узком кругу. А в залог «магьара» раньше в Ругуджа закладывали дом, землю или 3 рубля.

Церемония приношения даров невесте

Носили не только подносы с ореховой халвой, но и с варёными курами и яйцами, что тоже символизировало плодовитость. Вообще свадебная церемония длилась несколько дней и был в ней день показа приданого. Подарки несли и несли. Одежды, ковры, ткани, украшения и, конечно, был хлеб диаметром около метра.

«Пекли его в горячих углях очага, положив на огромную каменную плиту. Отдельно на этой же плите выпекали из теста фигурки домашних животных: барана, козла, коровы, быка, курицы, петуха… Они устанавливались на готовом хлебе вертикально, вперемешку с ядрами грецких орехов и варёными яйцами. При изготовлении хлеба в тесто добавляли кусочки сухой колбасы и орехи. Хлеб этот был символом плодородия, посылкой его как бы выражалось пожелание изобилия, материального благополучия, богатого урожая и обильного приплода скота. Вместе с хлебом отправляли такого же размера халву. И то и другое в доме невесты разрезалось на мелкие кусочки, раздавали всем её родственникам.

Подарки несли целой процессией. Впереди шествовал близкий родственник отца жениха, навесив на плечо два засушенных бока барана, связанных вместе, и держа в руке кувшинчик бузы. Затем выстраивалась вереница женщин с подносами с одеждой и тканями от жениха, с кудияб чед (большой хлеб) и халвой, после них родственницы жениха с подносами, на каждом из которых был отрез ткани и хлеб. Завершал процессию мужчина, нёсший курдюк, наколов его на палку. Смотреть на это собиралось всё село, приходили даже с хуторов. Само шествие в окружении большого числа зрителей, сопровождавшееся пением, разноцветные одежды участниц процессии, вынутые по этому случаю из сундуков, обилие на них серебряных украшений, яркие пятна предметов одежды, постельных принадлежностей, развешанных и разложенных на веранде невестиного дома и во дворе его, представляли собою красочное зрелище», – писала этнограф А. Г. Булатова.

Подарок со смыслом

На следующий день после свадьбы невесте вновь несли подарки. Некоторые из них были знаковыми и могли о многом рассказать. Мать жениха, если была довольна невестой, обязательно надевала на её руку браслет. Если родственники, сельчане, пришедшие с подарками, не замечали браслет, по селу начали расползаться слухи. Невеста тоже должна была подготовиться к приходу гостей и преподнести подарки, изготовленные своими руками: платочки, кисеты, шёлковые пояса, вязаные носочки, сладости. По технике исполнения судили о мастерстве молодой невесты.

Выход к роднику

Может показаться, что ругуджинская свадьба состоит сплошь из обрядов, связанных с подарками, но это не совсем так. На следующий день после свадьбы невесту выводили к роднику. Нарядная, она идёт по селу, за спиной её висит кувшин, вместе с ней к роднику идут родственницы и подруги. И когда молодая жена приносила в дом кувшин с водой, мать мужа объявляла её равноправной хозяйкой в доме.

Традиции, что бережно хранили наши предки, способствовали развитию рода. Главным признаком семейного благополучия считалась именно многодетность. Самое распространённое в букете пожеланий было родить семерых сыновей и одну дочь. Не случайно говорят: «Аллах дал детей, на детей он тоже даст».

Статьи из «Культура»

Художник не может быть равнодушным

15
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

Чухта исполняет просьбу

53
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Импровизация искусства

4
Переливаясь, краски то сгущаются, то неожиданно обретают радужный цвет в лучах солнца,...

Фундаментальное исследование

2
Монографию д.м.н. профессора М. З. Саидова «Клеточные и молекулярные механизмы патогенеза иммуновоспалительных ревматических заболеваний» выдвинута коллективом...

В поисках музейной эстетики

11
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Легенда дагестанской эстрады

9
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

8
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

7
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

10
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...

Сердце Петровска

20
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Герои не ищут славы

13
На одном из республиканских мероприятий редакция газеты «Дагестанская правда» подарила...