X
11:34 19.11.2021

Свадьба в Ругуджа

На руках – множество колец и браслетов. Лицо полностью прикрыто накидкой, плотная ткань увешана серебром и жемчугами, на груди серебряные украшения. Всё это обереги от дурного глаза.

Традиция нашивать подвески на наряды уходит вглубь веков. В этом наряде выходит замуж ругуджинская невеста. Весит он несколько килограммов, а выглядит – глаз не оторвать.

Чаще всего свадьбу в Ругуджа играют осенью, во время окончания полевых работ. Согласно местным адатам, сватать невесту шли зять и сноха. Несли они в дар невесте одежду и серебряные изделия, и обязательно среди даров должны были быть 11 сырников, которые здесь называют «гугби», и большой поднос халвы.

Церемония «магьар»

Это самый важный обряд, совершают его в четверг или пятницу. Старожилы рассказывают, что в этот день не обходилось и без магии. Недоброжелатели могли «завязать» жениха, то есть отнять силы, вызвать ссоры в доме новобрачных. Со временем и с ними научились бороться. Поэтому с давних времен обряд бракосочетания проводился в уединённом месте в очень узком кругу. А в залог «магьара» раньше в Ругуджа закладывали дом, землю или 3 рубля.

Церемония приношения даров невесте

Носили не только подносы с ореховой халвой, но и с варёными курами и яйцами, что тоже символизировало плодовитость. Вообще свадебная церемония длилась несколько дней и был в ней день показа приданого. Подарки несли и несли. Одежды, ковры, ткани, украшения и, конечно, был хлеб диаметром около метра.

«Пекли его в горячих углях очага, положив на огромную каменную плиту. Отдельно на этой же плите выпекали из теста фигурки домашних животных: барана, козла, коровы, быка, курицы, петуха… Они устанавливались на готовом хлебе вертикально, вперемешку с ядрами грецких орехов и варёными яйцами. При изготовлении хлеба в тесто добавляли кусочки сухой колбасы и орехи. Хлеб этот был символом плодородия, посылкой его как бы выражалось пожелание изобилия, материального благополучия, богатого урожая и обильного приплода скота. Вместе с хлебом отправляли такого же размера халву. И то и другое в доме невесты разрезалось на мелкие кусочки, раздавали всем её родственникам.

Подарки несли целой процессией. Впереди шествовал близкий родственник отца жениха, навесив на плечо два засушенных бока барана, связанных вместе, и держа в руке кувшинчик бузы. Затем выстраивалась вереница женщин с подносами с одеждой и тканями от жениха, с кудияб чед (большой хлеб) и халвой, после них родственницы жениха с подносами, на каждом из которых был отрез ткани и хлеб. Завершал процессию мужчина, нёсший курдюк, наколов его на палку. Смотреть на это собиралось всё село, приходили даже с хуторов. Само шествие в окружении большого числа зрителей, сопровождавшееся пением, разноцветные одежды участниц процессии, вынутые по этому случаю из сундуков, обилие на них серебряных украшений, яркие пятна предметов одежды, постельных принадлежностей, развешанных и разложенных на веранде невестиного дома и во дворе его, представляли собою красочное зрелище», – писала этнограф А. Г. Булатова.

Подарок со смыслом

На следующий день после свадьбы невесте вновь несли подарки. Некоторые из них были знаковыми и могли о многом рассказать. Мать жениха, если была довольна невестой, обязательно надевала на её руку браслет. Если родственники, сельчане, пришедшие с подарками, не замечали браслет, по селу начали расползаться слухи. Невеста тоже должна была подготовиться к приходу гостей и преподнести подарки, изготовленные своими руками: платочки, кисеты, шёлковые пояса, вязаные носочки, сладости. По технике исполнения судили о мастерстве молодой невесты.

Выход к роднику

Может показаться, что ругуджинская свадьба состоит сплошь из обрядов, связанных с подарками, но это не совсем так. На следующий день после свадьбы невесту выводили к роднику. Нарядная, она идёт по селу, за спиной её висит кувшин, вместе с ней к роднику идут родственницы и подруги. И когда молодая жена приносила в дом кувшин с водой, мать мужа объявляла её равноправной хозяйкой в доме.

Традиции, что бережно хранили наши предки, способствовали развитию рода. Главным признаком семейного благополучия считалась именно многодетность. Самое распространённое в букете пожеланий было родить семерых сыновей и одну дочь. Не случайно говорят: «Аллах дал детей, на детей он тоже даст».

Статьи из «Культура»

Линия плюс форма

0
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

193
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Победный месяц

15
Нынешний год особенный для всех россиян, он проходит под знаком празднования 80-летия Победы...

История Дагестана и музей

7
В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г....

Она считала себя гусаром

5
Фильм «Гусарская баллада» по праву входит в золотой фонд советского кино. В нем...

Поющее сердце Таиры

8
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

86
Наша газета продолжает рассказ о победе...

За каждой картиной – история

17
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Прошлое в настоящем

204
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...

О войне, любви и верности

43
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Надень башлык, а то кирдык

29
Из истории Северного Кавказа мы знаем, что горцы с давних времен носили башлыки, уже потом, в...

Зрелое и подлинное мастерство

49
"Избранное" в 4-х томах народного поэта Республики Дагестан, заслуженного деятеля искусств РД, лауреата Государственной премии республики по литературе, члена...