X
09:30 31.05.2019

Свежее дыхание дагестанской прозы

Светлана Алиева, доцент ДГПУ
Выпуск - 2019 №№ 151-152
83

Народный поэт Дагестана Сибирбек Касумов (на снимке) – общепризнанный мастер художественного слова. Повести и рассказы его описывают события, происходящие в родном Дагестане, однако совершенно лишены напускного этнографизма. Автор не ставит перед собой задачи удивлять или восхищать читателя достопримечательностями своего края. Он просто любит его, как любят раз и навсегда свою мать, семью, Родину.

Писателя интересуют прежде всего люди, и он блестяще раскрывает душу народа, его характерологические особенности. Проза Сибирбека Касумова демонстрирует не просто умение автора наблюдать и констатировать, а его способности проникать в основу человеческой психики со всеми нюансами ее индивидуальных особенностей и личностных характеристик.

Самые разные, не похожие друг на друга образы раскрывают повести и рассказы автора. Философ и мудрец Гамзалав (из повести «И так не будет»), работяга Аду (повесть «Мадихат»), обиженный судьбой юродивый Сулейман («Ашура»), простодушный добряк Бичилав и завистник Качалав («Пляски чертей»). Ярко и содержательно вырисовываются типажи героинь, демонстрирующие тонкое знание автором женской психологии и особенностей качеств личности.

Простая, не выделяющаяся внешне, неприметная Мадихат (из одноименного произведения), оставшаяся одна и продолжающая «жить будто бы по инерции, выстраивая в длинную цепочку дни и ночи своего безрадостного существования». Здесь же — удивительно добросердечная и великодушная Кита — тот типаж горской женщины, мудрость которой позволяет сохранить семью, приняв без единого попрека измену мужа. Красивая, статная, самодостаточная по натуре, гордая Ашура — пятнадцать лет назад она «лишилась мужа и все эти годы проживала одна, храня репутацию и честь настоящей горянки» (повесть «Ашура»).

В каждом произведении фрагмент чьей-то судьбы, раскрывающий сложности человеческой природы героя, его жизнь, особенности его натуры, личностный типаж, философию отношений с миром, его взаимодействие с окружающими, ведь богатство эмоционального составляющего человека, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и отношений с другими людьми. Проза С. Касумова демонстрирует динамичность личности, ее изменение, формирование мировоззрения и жизневосприятия героя, который всегда находится в рефлексивном поиске духовности: переживает, любит, страдает, ценит, теряет и создает.

По словам С. Касумова, «извлечь урок из всего случившегося по силам каждому из нас»: не стоит ставить себя выше других людей, т.к. неминуемо жизнь преподносит уроки и указывает такому человеку его место.

Подобные уроки жизни раскрыты автором, например, в философской повести «И так не будет». Здесь мы встречаемся с фольклорными приемами автора. Так, описание странствий героя в поисках счастья — излюбленный прием народных сказок — сквозная тема этого произведения. В повести, полной приключений, встреч, неожиданностей, переживаний, даже форма сюжета восходит к традициям народных сказок. Но наполняется произведение реалистическим содержанием и жизненным материалом.

Реальной основой романтики повести служит конкретная действительность Дагестана. Если в сказках ищут какое-то абстрактное счастье, то в «И так не будет» герой находится в поисках не просто какого-то социального статуса или материальных благ, а прежде всего ответов на основные жизненные вопросы, демонстрируя стремление к духовному развитию и совершенству.

Автор рассказывает о судьбе мальчика-сироты, вынужденного с детства батрачить за кусок хлеба и чужие обноски. Волею случая Гамзалав становится напарником лудильщика Залимхана и вместе с ним отправляется в путь-дорогу, обучаясь нехитрому мастерству.

Автор показывает, как постепенно, подобно цветку, попавшему в благодатную почву, раскрывается зажатая до этого невзгодами личной жизни и сиротским одиночеством душа Гамзалава. «Получается, что я смотрел на весь мир через ушко небольшой иголки, – думает парень, – да и мир, и сама жизнь тоже смотрели на меня через такую же щель. А сколько, оказывается, есть в жизни хорошего – светлого и теплого».

Высокое звание «Народный поэт Дагестана» — справедливая оценка труда этого творца, так как произведения автора любимы дагестанцами, понятны им

Его наставник Залимхан оказался жадным и жестоким человеком. Как бы ни старался Гамзалав, как бы терпелив и неприхотлив он ни был, Залимхан проявляет к нему только грубость, позволяя распускать кулаки, покрывая нецензурной бранью, выходя из себя настолько, что порою калечит бедного парня. Разве сложно обидеть беднягу, у которого за спиной нет никого, кто мог бы встать на защиту, того, кто с детства привык полагаться только на себя и не ждать ни от кого помощи?! Конечно же, парнишка и не думал, что возможно найти утешение и защиту в далекой от родного аула стране, если и дома ни на кого не надеялся.

Однако, к его счастью, мир не без добрых людей, и по воле автора Гамзалав встречает одного из них. Хозяин дома, где наш герой снимает комнату, Маммад-Кули и его сын Курбан оказались его ангелами-хранителями. Благодаря этим добрым людям Гамзалав, окруженный заботой и вниманием, приобретает навыки торговли, узнает новые языки, но самое главное — обучается общению с людьми. «Если попытаться хотя бы на одну минутку поставить рядом двух людей, с которыми я так близко столкнулся, – Курбана и Залимхана, то без особого труда можно понять, на какую высоту может подняться душа человека и в какую мглу она может опуститься, — размышляет Гамзалав. — Курбан, брат мой, спасибо тебе! Ты первый на всей земле, кто посмотрел на меня как на человека и дал мне понять, что я тоже являюсь человеком – частицей сего мира и что я тоже имею право быть и умным, и добрым, и щедрым».

Направляя заботливой рукой отца, автор ведет своего героя по тропам хитросплетений его судьбы. Читатель видит его взросление, вместе с Гамзалавом он узнает новых людей, овладевает новыми видами деятельности, проживает сложные и радостные моменты, стремится постичь неведомые ранее нравы, законы и традиции других народов и культур. Очень тонко автор обучает героя различать добро и зло, понимать скрытый смысл поступков и действий. Так в сюжет повести гармонично вплетаются притчи. С. Касумов рассказывает поучительные истории, которые содержат советы или наставительные сообщения о способах решения какой-то ­специфической проблемы.

Интересной нитью повествования являются периодически повторяющиеся встречи Гамзалава с земляками. Образы этих людей подобраны С. Касумовым таким образом, что они представляют собою совершенно противоположные типажи с определенными личностными качествами и чертами характера. Каждый раз, встречаясь с Гамзалавом, они видят перемены, происходящие в его жизни. Это уже новый Гамзалав, достигший определенного статуса в личностном и социальном плане: Гамзалав — работник рынка, Гамзалав — продавец со своим собственным торговым местом, он же — владелец небольшого магазина, потом — роскошного двухэтажного супермаркета, далее – меценат для бедняков–односельчан, градоначальник и, наконец, падишах. И каждый раз при этих встречах люди понимают, что Гамзалав — герой и предмет гордости для жителей своего села, взлетев так высоко, он не забывает о них, поддерживает и помогает.

Как-то, не удержавшись, его гости решаются задать вопрос: почему, став падишахом, он продолжает помогать им? На что Гамзалав отвечает, что есть у него очень важный свидетель, и просит посмотреть в один из золотых сундуков в дворцовом зале.
«…В сундуке лежали старые, латаные-перелатаные, нестираные брюки Гамзалава, которые он носил, будучи сперва батраком в селении, а потом – в подмастерьях у Залимхана. Теперь уже невозможно было понять, из какого материала они когда-то были сшиты.

– Вот это и есть мой самый большой и незабвенный подсказчик, учитель и мудрец, – сказал Гамзалав».

Метафорический посыл повести продолжает настойчиво повторять основную фразу и после смерти главного героя. Уже после смерти падишаха один из соседей, сидя у его могилы, сказал: «Да-а, Гамзалав, ты оказался мудрецом из мудрецов. Только теперь я понял, что означали твои слова – «И так не будет!» Ты, как всегда, был прав, ибо нет в мире сил, способных хотя бы на одно мгновение остановить и время, и движение, и сам этот мир…».

Проза С. Касумова реалистична и одухотворена одновременно. Наверное, в этом и заключена сила его повестей, в этом национально-стилевом решении материала, которое и философично, и художественно. При сохранении национального характера в орбиту повествования вводится широкий эпический материал — с сочетанием реалистических и романтических элементов. Это повествование о Дагестане, о его людях, горах, аулах, долинах, природе… Обильно вплетаются в повествование и маленькие рассказы, притчи, пословицы и поговорки. И, конечно, народный юмор — шутки, улыбки.

Произведения С. Касумова проникнуты лиризмом и героическим содержанием. Любовь к Родине, размышления о людях Страны гор, поиск духовности — вот темы его книг. Повести С. Касумова рассказывают о простом человеческом счастье.

Конечно, говоря исключительно о прозе, приходится целенаправленно избегать основного детища автора — его замечательных стихотворений, каждое из которых значимо. Высокое звание «Народный поэт Дагестана» — справедливая оценка труда этого творца, так как произведения автора любимы дагестанцами, понятны им, дают ощущение причастности к своему народу и родному краю.

Любовь к своей земле и своему народу, преданность ему — главное качество повестей Сибирбека Магомедовича Касумова, и это делает его книги близкими и понятными читателю. Переведенные на русский язык, они доступны широкому кругу и позволяют узнать и полюбить родину автора — Дагестан, где современность соседствует с многовековой давности традициями, суровые обычаи — с демократичностью и открытостью его людей, где живет душевно щедрый и талантливый народ.

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

6
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

220
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

26
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...