Свидетели древности

В Центре этнической культуры в Махачкале открылась персональная выставка эстампов и прорисей историка Мисрихана Маммаева «Зирихгеран, рельефы-свидетели».
Экспозиция представляет собой собрание научно-исследовательских работ по каменным рельефам XII-XVI веков, куда вошло более 30 работ, и рельефы-оригиналы, с которых были сняты отпечатки. Такие проекты – источник к познанию своей истории, возможность обогащения эстетических чувств и представлений, знакомство с материалами, которые ранее никогда не были экспонированы.
Мисрихан Маммаев – один из крупнейших ученых республики, археолог и историк, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки Дагестана. В этом году ему исполняется 80 лет.
Говоря о выставке, ученый отмечает, что в XIV-XV веках в селении Кубачи – столице средневекового государственного образования Зирихгеран (в переводе с персидского «кольчугоделатели») – были созданы выдающиеся произведения искусства резьбы по камню, дереву, художественного бронзового литья, оружейного дела, которые вошли в бесценное культурное наследие всего Дагестана и в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из них – каменные рельефы, детали архитектурного декора и литые бронзовые котлы, превосходно украшенные изобразительными сюжетами, орнаментом и арабскими надписями, вывезенные в разное время из Кубачи, ныне хранятся в крупных отечественных и зарубежных музеях (Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке).
— В течение нескольких десятков лет Мисрихан Маммаевич занимался сбором и изготовлением эстампов, — рассказывает врио председателя ДНЦ РАН, профессор Муртузали Гаджиев. — Последние два десятилетия накопленный материал находит свое отражение в виде монографий. Экспонируемые эстампы и прориси – это только небольшая часть того, что собрал и сохранил для нашей культуры и истории ученый. К примеру, здесь представлено только несколько эстампов надмогильных стел XIV-XV веков с уникальным орнаментом, а в реальности он зафиксировал более 100 стел. Мы живем в этой среде и относимся к памятникам, камням обыденно. Но это уникальнейшие произведения декоративно-прикладного искусства, которые мечтал бы иметь в своей коллекции любой музей мира. Совсем недавно в Государственном Эрмитаже открылась выставка цифровых копий памятников культуры селения Кала-Корейш. Это первая в истории Эрмитажа экспозиция цифровых копий объектов культурного наследия. В ее подготовке также принимал участие Мисрихан Маммаевич.
«Образы и сюжеты заимствованы из самых различных произведений декоративно-прикладного искусства в процессе широких историко-культурных связей Зирихгерана-Кубачи и Дагестана в целом со странами Ближнего и Среднего Востока. Но в селении Кубачи они были творчески переработаны. В средние века они получили распространение в искусстве многих стран и народов, при этом в их трактовке есть свои местные черты, особенности иконографии. Средневековый художник слепо не копировал увиденное изображение, а творчески переделывал по-своему, в соответствии с местными художественными традициями и эстетическими воззрениями», — пишет сам Мисрихан Маммаев в статье «К вопросу о происхождении искусства селения Кубачи».
На каменных рельефах, изготовленных в пору высокого экономического и культурного подъема Кубачи, с незаурядным художественным мастерством высечены декоративно трактованные изображения различных животных, птиц и фантастических существ: грифонов, драконов, единорогов, сфинксов, сцен охоты, звериного гона, борьбы и состязаний. Среди рельефов представлены и такие, которые отделаны растительным, эпиграфическим, ленточным и другим орнаментом, нередко в сочетании с изобразительным сюжетом. Познакомиться со всем этим богатством, кропотливо отобранным и изученным, можно до 28 ноября. Вход свободный.
Статьи из «Выставки»
Свет сквозь печаль

Великому подвигу посвящается!

За каждой картиной – история

Художник смыслов

Агитплакаты военного времени

В поисках музейной эстетики

Раз, два, три, четыре!
