Свидетели прошлого
Это здание помнит Темир-Хан-Шуру, в нем хранится история. И само здание – история, объект культурного наследия федерального значения. Если вы будете в Буйнакске, обязательно найдите время посетить любимый горожанами Буйнакский историко-краеведческий музей.
Но это сейчас в этих стенах располагается музей, а строилось здание отнюдь не для свидетелей прошлого. Здесь был театр.
Первый музей Дагестана
– Сама идея создания музея в Темир-Хан-Шуре возникла еще в конце XIX – начале ХХ веков, но на протяжении десяти лет реализовать ее не удавалось, пока в 1912 году не прошло открытие областной сельскохозяйственной кустарной выставки. Выставку посетил наместник на Кавказе граф Илларион Воронцов-Дашков с супругой и другие высокопоставленные чиновники Российской империи. И тогда губернатор Дагестанской области, генерал-лейтенант Сигизмунд Вольский обратился к Воронцову-Дашкову с просьбой учредить в городе областной кустарный музей, – рассказывает заведующий музеем Микаил Дугричилов.
А изначально идея образования музея принадлежала Ивану Костемеревскому. Во второй половине XIX века лекарь Дагестанского конного полка Костемеревский при штабе полка, дислоцировавшегося в Дженгутае, открыл русскоязычную школу для детей всадников.
Работая с детьми, он стал собирать краеведческий материал и задумал открыть музей. Но разрешения получить никак не мог. Семьи у него не было, и в 1891 году он всё накопленное состояние завещал будущему музею. Средства долгие годы хранились в банке.
Тем временем в Дагестан прибыл начальник статуправления Евгений Козубский. Вот он и продолжил дело Костемеревского. Собрал внушительную коллекцию экспонатов и ценных исторических сведений, обобщил всё это в нескольких научных трудах. Козубский также являлся одним из создателей первой публичной библиотеки в городе и задумал открыть музей. Но всё оказалось не так-то просто. И только к 1912 году вся документация, подписанная генерал-губернатором Вольским, была оформлена и направлена в Тифлис. Наместник Воронцов-Дашков подписал указ об открытии музея.
Деньги, снятые со счетов Костемеревского, послужили финансовой базой музея. А Козубский так и не увидел музей – он умер в 1911 году. Тогда музейный фонд насчитывал 293 экспоната и располагалось богатство в доме генерал-губернатора Вольского – под музей выделили две комнаты. Экспозиция пополнялась: Вольский выделял деньги на закупку экспонатов. Выделенной площади стало нехватать, поэтому выкупили флигель при особняке княгини Павловой, расположенный на улице Апшеронской.
История музея несколько раз претерпевала глобальные изменения. После революции фонды перевели в Махачкалу (1921 г.), а на базе бывшего Темир-Хан-Шуринского музея был создан музей революции. В 1934 году его перепрофилировали в мемориальный дом-музей Сталина. В 1958 году он становится областным республиканским историко-революционным музеем. С 1993 года музей хранит историю Темир-Хан-Шуры.
Здание, в котором он располагается сегодня, построено в 1916 году на средства промышленников Хизри Гаджиева и Магомы Курахмаева по проекту петербургского архитектора Иосифа Зильбершмидта.
Был театром – стал музеем
Но первоначально, как мы говорили выше, здесь был театр. И назывался он «Модерн». На тот момент проект предусматривал использование новейших технических и технологических достижений: замечательная акустика, вращающаяся сцена, оркестровая яма, а в зрительских креслах были предусмотрены специальные отверстия для подключения наушников, благодаря чему можно было слушать синхронный перевод текста на национальном языке. Рассказывают, что оборудование и мебель для театра были заказаны в Австрии и доставлены в Темир-Хан-Шуру через Турцию. На его сцене выступали такие корифеи, как Федор Шаляпин, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова…
Театр просуществовал до землетрясения 1970 года. Здание тогда было почти разрушено и его даже хотели снести, но горожанам удалось отстоять этот храм культуры. С 1993 года бывший театр стал музеем.
История в экспонатах
В разные годы здесь принимались судьбоносные для Дагестана решения. Среди экспонатов газета «Советский Дагестан» от 17 ноября 1920 года. Это исторический документ. На первой странице она информирует о том, что Чрезвычайный Вседагестанский съезд Советов состоялся в Темир-Хан-Шуре 13 ноября 1920 года. В его работе приняли участие около 300 делегатов. В тот период Иосиф Сталин был народным комиссаром страны по делам национальностей. Он и объявил об автономии Дагестана.
Еще один экспонат – стол, за которым был подписан документ об автономии Дагестана.
Среди экспонатов также фортепиано, приобретенное хозяином пивоваренного завода Адольфом Кеснером в Москве для своей дочери. Однако вскоре он его продал, а дочери купил рояль. А фортепиано приглянулось Козубскому, он и купил инструмент у пивного магната. После смерти Козубского оно оказалось у купца Шмульковского, и вот сегодня находится в музее.
Обратите внимание на фотоаппарат! Как рассказывает научный сотрудник музея Магомед Дугричилов (на снимке), он стоял в фотоателье известного в Темир-Хан-Шуре фотографа Ильи Абуладзе. Им было сделано большинство снимков талантливого фотохудожника. После смерти Абуладзе его дело продолжил племянник Ронинов, который открыл фотоателье во Владикавказе, а потом и в Санкт-Петербурге. Предмет хранился в частной коллекции жителя Буйнакска, а теперь он занял своё место в музее.
Хочется верить, что все эти экспонаты проживут еще не одно столетие, а здание навсегда останется для них домом.