X

Своей земли, своей судьбы хозяйки

Как же все-таки хорошо, что у нас, женщин, так много праздников. Ведь, как в песне поется, «девушки бывают разные». И праздники у этих девушек разные. У женщин всего постсоветского пространства незыблемый и неизменный праздник –  8 Марта. У мам – теплый и родной День матери.

А еще есть День бабушек, День блондинок и День брюнеток (кстати, шатенок обделили – непорядок!). А совсем скоро – 15 октября – мы отметим Международный день сельских женщин.

Когда мы слышим словосочетание «сельская женщина», перед взором предстает крепкая, статная и физически развитая красавица; ветер играет с золотыми соломинками, запутавшимися в ее волосах. Она пышет здоровьем, укрепленным парным молоком и медом, кожа ее пахнет натуральным парфюмом лета и луговых трав. Она излучает истинную женскую мудрость, к ее мнению прислушиваются дети, мужчины и старики. Она – мать, она – хозяйка, она – хранительница рода. В общем – дорогая сердцу Сухова «разлюбезная Катерина Матвеевна».

С тех пор образ современной сельской женщины претерпел значительные изменения. Сегодня это эмансипированная, стремящаяся достичь успеха в карьере, придерживающаяся правил стиля особа. Макияж ее в меру строг, прическа и свежий маникюр выдают постоянные посещения салонов красоты, которых, кстати, теперь на селе немало. Но, несмотря на все внешние изменения, она по-прежнему мать, рачительная хозяйка, опора семьи.

Итак, какая она, сельская женщина ХXI века? Расскажу об этом в лицах…

С Ирайганат Магомедовой (или, как ее ласково называют коллеги, Ирой) я познакомилась абсолютно случайно. Хотелось поехать с семьей на несколько дней в горы отдохнуть. Родных в селе у меня нет, друзей обременять не хотелось. Стала узнавать, есть ли там популярные ныне «гостевые домики». Дали номер телефона Иры. Звоню – сбрасывает. Затем приходит сообщение: «Извините, я на совещании. Перезвоню». Слегка удивило. Какое совещание?

Ира отзванивается к вечеру.

– Простите, у меня был очень загруженный день, – говорит она. – Одно совещание за другим.

– А где вы работаете?

– В администрации Хунзахского района, управделами.

– Мне сказали, что вы хозяйка гостевого домика.

– Нет, не я, моя старшая дочь. Но пока она в отъезде, я занимаюсь размещением гостей. Приезжайте, встречу.

Ох уж это богатое воображение, разыгрывается не на шутку. Уже рисую себе образ женщины в годах, в платочке неяркой расцветки, ибо положение обязывает.

Приезжаем. К нам выходит красивая, молодая, холеная женщина с обаятельной улыбкой, модной стрижкой, в брюках. Упс! И это мама хозяйки?

Ира окружает нас таким радушием и неподкупной теплотой, что уже к вечеру кажется, что мы знакомы сотню лет. За один вечер она успевает буквально все: и за коровами присмотреть, и варенье из своих абрикосов наварить, и вкуснейший горский ужин приготовить, и нас развлечь, и с младшей дочурой – рыжеволосой красавицей Камиллой позаниматься, и еще много-много чего… Я бы, наверное, уже бездыханным трупом валялась на диване.

– Это во мне мамины гены, – смеется Ира. – Мамочка была украинкой. Папа ее из Удмуртии привез. Она родом из Донецка, а в Удмуртию, в город Глазов, поехала учиться в пединституте. Поступила на факультет иностранных языков. А папа уже учился на филологическом. Не знаю, как уж он ее охмурил, но домой, в селение Гоцатль, они вернулись вместе в 1964 году.

– Смелая женщина: в высокогорное аварское село, не зная языка, обычаев…

– Да, мама была смелой. А то, что языка не знала, так с этим быстро справилась: сама на аварском заговорила, а всех своих учеников заставила говорить на английском. Благодаря ее стараниям в Гоцатлинской школе открыли первый в республике лингафонный кабинет, а наша школа стала опорной. Да и сельчане полюбили маму. Она наравне с аварскими женщинами пекла хлеб в коре, делала домашнюю колбасу, а хинкал такой варила, что не каждая аварка сможет! За 40 лет работы в школе она стала родной почти в каждой семье. Дети только и повторяли: «Майя Романовна сказала…».

– Теперь понятно, откуда в вас столько энтузиазма, бесстрашия и полное отсутствие акцента, – смеюсь я.

– Ну, и я не лыком шита, – не остается в долгу Ира. – У меня, между прочим, два высших образования, и оба вуза окончила с красным дипломом. Я агроном и психолог в одном лице, пятнадцать лет преподавала биологию в школе.

– Лихо!

– И не говорите! Сама порой удивляюсь, сколько раз моя жизнь резко меняла направление. Когда меня пригласили на работу в администрацию, очень сомневалась – идти или нет. С одной стороны, новое поле деятельности, очень интересно. С другой – уже устоявшаяся жизнь, любимые ученики, родной коллектив. Но муж и дочки сказали в один голос: «Дерзай». Дерзнула и… увязла по уши. Знаете, кто такой управделами в районной администрации? Это и швец, и жнец, и на дуде игрец. У меня почти не бывает выходных.

Мы еще много о чем говорили в тот день. А назавтра решили поехать в оздоровительный лагерь, чтобы познакомиться со старшими дочерьми – Зульфией и Майей. Девочки оказались просто красавицами. Высокие, стройные, с богатыми косами. И никакого макияжа, накачанных губ, хайлайтерных скул. Естественные и очень-очень милые.

Зульфия Нурмагомедова – та самая хозяйка гостевого домика, она уже дипломированный специалист. С красным дипломом окончила Дагестанский государственный технический университет, факультет социально-культурного сервиса и туризма.

– После института я какое-то время поработала в туристической фирме, разработала для них несколько интересных направлений, – рассказывает девушка. – Было интересно, но, если честно, счастливой я себя не чувствовала. Привыкла, что мама и сестренки всегда рядом. В селе можно рано утром выйти во двор и полной грудью вдохнуть свежий воздух, а в гости к друзьям дойти за пять минут, а не ехать час, застревая в пробках. И я вернулась домой. Стала думать, как использовать свои знания в родном селе. Сейчас республика переживает туристический бум, вот и решила заняться тем, что востребовано, да еще и по сердцу. Подготовила проект, защитила его, получила президентский грант на поддержку малого предпринимательства и начала реализовывать свою мечту. Конечно, грантовых денег на все не хватило, но родители помогли. Теперь у нас есть уютный домик с двумя спальнями для гостей, продуманы экскурсии. Гости приезжают со всей России и даже из дальнего зарубежья. Теперь совершенствую свой английский, а гости уезжают переполненные впечатлениями от красоты моего села, легенд и преданий, которых много у моего народа, и заверяют, что обязательно вернутся.

– Зульфия, многие молодые люди сетуют на то, что молодежи на селе негде реализовать себя. Ты – яркий пример того, что это не так. Что можешь пожелать своим сверстникам?

– Не бойтесь следовать своей мечте. Ставьте цель и добивайтесь ее. Мы молоды, имеем право на ошибку. Поэтому не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Главное – не стойте на месте.

– Этому ты учишь и свою сестру Майю?

– Ее и учить не надо. Майя у нас огонь. Не зря в честь бабули названа. Она такая же, не сомневается в себе. Если что-то решила – действует без промедления.

Знакомлюсь со средней дочерью Нурмагомедовых и понимаю, что родные правы в отношении нее. Если Зульфия ассоциируется у меня с березкой – нежной, трепетной, то Майя – это ртуть. Вечное движение, энергия, вызов. Она студентка юридического факультета ДГУ. А еще – активистка студенческого движения, солистка университетского танцевального ансамбля. Тоже разработала свой проект (что-то связанное с районированными сортами абрикосов) и недавно ездила с ним на «Машук». Планов у девушки громадьё, и, я уверена, она их все реализует. Например, изготовление национальных кукол с приданым. Но об этом пока говорить не будем, чтобы не спугнуть удачу.

Как вы понимаете, женская половина семьи Нурмагомедовых не оставила меня равнодушной. Но особое место в моем сердце заняла самая младшая Нурмагомедова – рыжеволосая красавица Камилла . С первых же минут нашего приезда она взяла в оборот моего сына, и я поняла, что он в надежных руках, несмотря на то, что ему 10, а ей всего 5. Уже через полчаса она гоняла его по горам в поисках заблудившегося ягненка и, несмотря на его сопротивление, тащила в коровник к телятам, в сад за тутовником, на дерево за котенком. Такая не просто коня на скаку остановит и в горящую избу войдет, но еще и мужа оттуда вместе с диваном вынесет… Лет через пятнадцать точно пойду сватать! Если раньше никто не уведет – знаменитый путешественник Михаил Кожухов, например. Она и на него произвела неизгладимое впечатление!

Статьи из «Народные мотивы»