Связывая прошлое и настоящее
Музей истории Махачкалы – один из самых молодых в республике, он был открыт в 2007 году (к 150-летнему юбилею столицы) на берегу озера Ак-Гель в большом зале мемориального комплекса, посвященного русской интеллигенции. Такой вот подарок городу и горожанам.
Необычно то, что музей открылся с нулевыми фондами, хотя подобного рода культурные площадки почти всегда создаются на базе какой-либо коллекции. Но благодаря упорной работе коллекция была собрана, причем весьма обширная.
За эти годы в его фондах появилось большое собрание картин, посвященных Махачкале, самая крупная коллекция дореволюционных открыток о Дагестане, фотоматериалы (старые снимки Петровска и его жителей). Отдельные предметы были переданы художниками, горожанами, что-то приобреталось. В хранилище находятся и предметы археологии, полученные в дар от Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН.
С самых первых дней музейные работники под руководством Заремы Дадаевой стремились к тому, чтобы деятельность учреждения не замыкалась на одном городе, все проекты ориентированы на дагестанскую историю и культуру в целом.
Помимо выставочной работы одним из основных проектов стали циклы научно-просветительских семинаров «Городские чтения», предоставляющие посетителям возможность получить концентрированную информацию по истории и культуре Дагестана от ведущих специалистов-профессионалов: историков, искусствоведов, журналистов, художников.
Сегодня дело Дадаевой продолжает собранная ею творческая команда под началом уже Наиды Дибировой, которая стремится воплотить в жизнь интересные проекты о людях, об истории столицы и не только, этнокультурном богатстве нашего края. Один из таких проектов – «Махачкала: инструкция по применению», ставший победителем VI цикла конкурса «Музей 4.0» фонда Владимира Потанина в номинации «Новые вызовы» программы «Музей без границ».
– В последние годы в республике наметился туристический бум, и в этой связи к нам стали часто обращаться люди, интересующиеся историей Махачкалы, – рассказывает Наида Дибирова. – Мы с радостью предоставляли имеющийся материал, рекомендовали литературу, но периодически возникал вопрос: «А нет какой-то одной книги, где собрано всё о Махачкале?». Такой книги, увы, не было, только отдельные исследования. У нас же была давняя мечта собрать весь накопленный материал и выпустить единое издание. Зарема Гаджиевна – автор этой идеи, при ней была проделана основная работа над книгой. В октябре 2023 года прошла презентация книги «Махачкала. Очерки по истории и культуре города». В издание вошли научно-популярные тексты и множество уникальных фотографий, архивных документов и иллюстраций. Так наша мечта стала реальностью.
– Помимо издания книги проект «Махачкала: инструкция по применению» еще что-то вбирает в себя?
– Да, конечно. Этот проект будет реализовываться вплоть до 2025 года, намечен ряд мероприятий. В частности, в него включены ставшие доброй традицией просветительские семинары. А этим летом, в начале июня, в Махачкале пройдет первая в истории нашей столицы арт-резиденция.
– Звучит интересно.
– Главная тема нашей резиденции – Махачкала. Мы хотим, чтобы художники разных стилей, направлений по-своему, в разных форматах осмыслили город, его культуру, язык, на котором он говорит с людьми. Когда объявили о приеме заявок, боялись, что такая узкая направленность может оттолкнуть. Но нет. Мы получили порядка 90 заявок, из них потом с трудом отобрали 6. О чем проекты резидентов, пока говорить не буду, скажу лишь, что они смелые и очень разноформатные. Приедут художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, и, разумеется, будет художник из Махачкалы. К слову, дагестанские художники не так активно откликнулись на участие в арт-резиденции. Из других регионов желающих было куда больше. Помимо того, что резиденты будут создавать проекты, музей планирует организовать дискуссионные площадки, лектории с участием гостей арт-резиденции, экспертов, с приглашением горожан и гостей столицы, представителей творческой и научной интеллигенции.
– Масштабный и уникальный для Махачкалы проект. И таких в истории музея немало. Как удалось перешагнуть за рамки сугубо муниципального музея, быть на слуху в музейном сообществе не только республики, но и страны?
– В этом, безусловно, огромная заслуга Заремы Дадаевой. Именно благодаря ей у нас появились друзья, они всегда рады помочь и откликаются на наши проекты, инициативы. В их числе все ведущие республиканские музеи – Национальный музей им. А. Тахо-Годи, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, ДФИЦ РАН, Государственный архив. С самого начала, с момента основания мы задали высокую планку, теперь важно ее удерживать. Прилагаем все усилия для этого.
– Мы с вами беседуем в канун Международного дня музеев. Что вы хотели бы пожелать коллегам?
– Наверное, в первую очередь не переставать мечтать и всегда оставаться в состоянии творческого поиска. Ведь без творчества музея нет. Сегодня важно не просто сохранять памятники истории и культуры для будущих поколений, необходимо еще искать и находить новые форматы для переосмысления этого материала, чтобы связать прошлое и настоящее. Вот пусть эти поиски у нас никогда не прекращаются и пусть в конечном итоге рождаются хорошие, цельные проекты, благодаря которым музеи смогут быть центрами притяжения огромного количества людей.