X
09:27 28.11.2023

Та, что к солнцу поднялась!

Выпуск - 2023 № 322
37

Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской, иранской и дагестанской художницы Гюлли Иранпур (Ольга Васильевна Берг-Зейналова), открылась недавно в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи. Нынешняя выставка – самая масштабная из всех когда-либо проводимых. Мы собрали, изучили и представили практически всё творческое наследие Гюлли Иранпур. Это 142 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, сохранившиеся в семье и музейных собраниях.

Многие из них экспонируются впервые. Множество эскизов на кальке впервые обрели экспозиционное поле и смотрятся как цельные произведения.

Также в экспозицию включены 15 работ представителей династии Берг-Иранпур: деда Николая Берга (1823–1884), отца Василия Берга (1882–1952), сына Леля (Ормузда) Иранпур (1940–2012) и дочери Сарвеназ Иранпур (1932), внучек Гольназ Иранпур (1969) и Тамилы Иранпур (1982), невестки Светланы Иранпур (1947–2019).

Совершенно новым представляется мемориальный раздел выставки, под который отведен отдельный зал. Это краткая, но внятная история династии в фотографиях, документах, текстах, биографиях, архивах, эпистолиях и газетных материалах за 200 лет истории рода. Более 50 семейных фото Берг-Иранпур-Зейналовых, снимки и материалы, связанные с творчеством Гюлли, иранским периодом ее жизни, зритель увидит опять же впервые.

Гюлли Иранпур относится к большой и известной династии Берг, где каждый ее представитель известный, значимый человек. Не случайно жизнь и деятельность художницы были очень насыщенными – всё это следы «рода». Она сама в свою очередь стала продолжателем рода известной творческой династии, присоединив к европейскому имени Берг, восточное, звучное и торжественное имя Иранпур. Символично, что именно в год юбилея Гюлли происходит еще один юбилей – 200 лет династии Бергов, берущей начало в холодной Швеции и Финляндии, но крепко связавшей уже через поколение свою судьбу и жизнь с Россией, ее культурой и историей. Представители Бергов за эти столетия пополнялись польской, иранской, татарской кровью, обогащая и сохраняя род.

В работах Иранпур богатство в выборе материала и техники заключается в следующем: маслом – по грунтованному и негрунтованному холсту. Гуашью, темперой, карандашом – на цветной бумаге. Работы на фанере, на пенопласте, на керамике
и т. д. Любая техника и любая работа смотрится очень свежо по своему цветовому решению, в них много энергии и темперамента.

Гюлли Иранпур тот редкий тип художника, который живет и творит как чувствует, и созидание для нее как воздух. Возможно, от того среда и окружение оттиском отражаются в ее работах. Ранние произведения – это солнце и восторг. Пусть неумелые штрихи, но сколько эмоций и позитива, ярких красок!

Иран… Здесь много солнца, но она видит много горя и печали, и творчество обретает пронзительно щемящий черно-белый язык – весьма условный, однако кричащий и плачущий до боли. Основная тема – жизнь простых женщин, матерей в нищих деревнях шахского Ирана.

Фигуры женщин – обездоленных и страдающих, как блеклые арабески на черном небе, а вокруг пустота, и это знак больше, чем рассказ. А Иран, другой, – где сочность и терпкость восточных садов, иранских миниатюр и восточной поэзии, сообщает другие цвета и композиции. Но их гораздо меньше.

Жизнь в Советском Союзе кардинально изменила палитру художницы – она наполнилась солнцем и светом, новыми жизнеутверждающими темами молодости, праздника, материнства и космоса. Полет человека в космос так сильно захватил Гюлли, что тема эта сохранялась в ее творчестве долго-долго. Она была счастлива этим событием еще и потому, что ее отец долгие годы работал над темой Солнца и космоса, написал большой исследовательский труд под названием «Солнце» (представлен
в экспозиции).

Гюлли всегда много работала, вернее сказать – фонтанировала идеями, неутомимо рисовала, лепила, резала, учила. Своему сыну Лелю она привила любовь к искусству с детства и по жизни была его соавтором. Взлет моды на чеканку в 1970-е годы сделал их тандем ведущим в этой области в Дагестане. Лель стал настоящим большим художником со своим авторским почерком и стилем.

А еще Иранпур много писала – стихи, рассказы, воспоминания – о детстве, Иране, о родных. Эпистолярное наследие ее огромное, и оно ждет своего издательского часа.

Выставка «Я та, что к солнцу поднялась» – сложный многосоставной рассказ о творчестве Гюлли Иранпур, собранный не просто из ее картин, но пропущенный сквозь призму истории рода, истории стран и народов, жизни близких и родных. Российская империя и дворянское происхождение, революция, Дагестан, Иран, Советский Союз не сломили артистичный, возвышенный дух Ольги-Гули-Гюлли. Она была как солнце, в лучах которой все сложности и перемены жизни мирно преодолевались.

И выставка, и каталог к ней достаточно информативны, поэтому здесь мы лишь пунктиром обозначаем содержание проекта. Еще впереди большие искусствоведческие статьи, издания, возможно, музей.

А сегодня мы отмечаем юбилей той, что к солнцу поднялась!

Статьи из «Выставки»

Краски жизни и голоса эпохи

8
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

51
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

80
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

50
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

38
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

66
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

29
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

111
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...