Та, что к солнцу поднялась!
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской, иранской и дагестанской художницы Гюлли Иранпур (Ольга Васильевна Берг-Зейналова), открылась недавно в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи. Нынешняя выставка – самая масштабная из всех когда-либо проводимых. Мы собрали, изучили и представили практически всё творческое наследие Гюлли Иранпур. Это 142 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, сохранившиеся в семье и музейных собраниях.
Многие из них экспонируются впервые. Множество эскизов на кальке впервые обрели экспозиционное поле и смотрятся как цельные произведения.
Также в экспозицию включены 15 работ представителей династии Берг-Иранпур: деда Николая Берга (1823–1884), отца Василия Берга (1882–1952), сына Леля (Ормузда) Иранпур (1940–2012) и дочери Сарвеназ Иранпур (1932), внучек Гольназ Иранпур (1969) и Тамилы Иранпур (1982), невестки Светланы Иранпур (1947–2019).
Совершенно новым представляется мемориальный раздел выставки, под который отведен отдельный зал. Это краткая, но внятная история династии в фотографиях, документах, текстах, биографиях, архивах, эпистолиях и газетных материалах за 200 лет истории рода. Более 50 семейных фото Берг-Иранпур-Зейналовых, снимки и материалы, связанные с творчеством Гюлли, иранским периодом ее жизни, зритель увидит опять же впервые.
Гюлли Иранпур относится к большой и известной династии Берг, где каждый ее представитель известный, значимый человек. Не случайно жизнь и деятельность художницы были очень насыщенными – всё это следы «рода». Она сама в свою очередь стала продолжателем рода известной творческой династии, присоединив к европейскому имени Берг, восточное, звучное и торжественное имя Иранпур. Символично, что именно в год юбилея Гюлли происходит еще один юбилей – 200 лет династии Бергов, берущей начало в холодной Швеции и Финляндии, но крепко связавшей уже через поколение свою судьбу и жизнь с Россией, ее культурой и историей. Представители Бергов за эти столетия пополнялись польской, иранской, татарской кровью, обогащая и сохраняя род.
В работах Иранпур богатство в выборе материала и техники заключается в следующем: маслом – по грунтованному и негрунтованному холсту. Гуашью, темперой, карандашом – на цветной бумаге. Работы на фанере, на пенопласте, на керамике
и т. д. Любая техника и любая работа смотрится очень свежо по своему цветовому решению, в них много энергии и темперамента.
Гюлли Иранпур тот редкий тип художника, который живет и творит как чувствует, и созидание для нее как воздух. Возможно, от того среда и окружение оттиском отражаются в ее работах. Ранние произведения – это солнце и восторг. Пусть неумелые штрихи, но сколько эмоций и позитива, ярких красок!
Иран… Здесь много солнца, но она видит много горя и печали, и творчество обретает пронзительно щемящий черно-белый язык – весьма условный, однако кричащий и плачущий до боли. Основная тема – жизнь простых женщин, матерей в нищих деревнях шахского Ирана.
Фигуры женщин – обездоленных и страдающих, как блеклые арабески на черном небе, а вокруг пустота, и это знак больше, чем рассказ. А Иран, другой, – где сочность и терпкость восточных садов, иранских миниатюр и восточной поэзии, сообщает другие цвета и композиции. Но их гораздо меньше.
Жизнь в Советском Союзе кардинально изменила палитру художницы – она наполнилась солнцем и светом, новыми жизнеутверждающими темами молодости, праздника, материнства и космоса. Полет человека в космос так сильно захватил Гюлли, что тема эта сохранялась в ее творчестве долго-долго. Она была счастлива этим событием еще и потому, что ее отец долгие годы работал над темой Солнца и космоса, написал большой исследовательский труд под названием «Солнце» (представлен
в экспозиции).
Гюлли всегда много работала, вернее сказать – фонтанировала идеями, неутомимо рисовала, лепила, резала, учила. Своему сыну Лелю она привила любовь к искусству с детства и по жизни была его соавтором. Взлет моды на чеканку в 1970-е годы сделал их тандем ведущим в этой области в Дагестане. Лель стал настоящим большим художником со своим авторским почерком и стилем.
А еще Иранпур много писала – стихи, рассказы, воспоминания – о детстве, Иране, о родных. Эпистолярное наследие ее огромное, и оно ждет своего издательского часа.
Выставка «Я та, что к солнцу поднялась» – сложный многосоставной рассказ о творчестве Гюлли Иранпур, собранный не просто из ее картин, но пропущенный сквозь призму истории рода, истории стран и народов, жизни близких и родных. Российская империя и дворянское происхождение, революция, Дагестан, Иран, Советский Союз не сломили артистичный, возвышенный дух Ольги-Гули-Гюлли. Она была как солнце, в лучах которой все сложности и перемены жизни мирно преодолевались.
И выставка, и каталог к ней достаточно информативны, поэтому здесь мы лишь пунктиром обозначаем содержание проекта. Еще впереди большие искусствоведческие статьи, издания, возможно, музей.
А сегодня мы отмечаем юбилей той, что к солнцу поднялась!