X

Тайна браслета

Ахмед Ахмедов
Выпуск - 2023 № 227
52

В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи «Тайна кубачинского браслета». Она проходит в рамках нацпроекта «Культура».

Проект рассказывает о трех представителях знаменитой кубачинской династии Магомедовых – Изабакаровых. Представлено более 130 уникальных работ заслуженного художника России Манабы Магомедовой, 16 работ её супруга Кадыра Изабакарова и произведения их дочери, заслуженного художника Дагестана Лейлы Изабакаровой. Выставка знакомит посетителей с искусством и традициями Кубачи.

С именем Манабы Магомедовой, народного художника Дагестана и Грузии (1928–2013), связана целая эпоха в искусстве не только известного дагестанского ювелирного центра селения Кубачи, но и Грузии. В многовековой истории серебряного и оружейного кубачинского промысла Манаба являлась первой и пока единственной женщиной, полностью овладевшей ремеслом, до сих пор остающимся прерогативой мужчин. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал о ней: «Невозможно вообразить, что её почти детские руки ковали и жгли металл».

Генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов поблагодарил организаторов выставки: «Мы рады представить уникальное наследие потомственных ювелиров, изделия которых всегда вызывают восторг».

Генеральный директор Национального музея Дагестана Пахрудин Магомедов в свою очередь отметил, что династия Магомедовых – Изабакаровых – гордость Дагестана: «Ими создано множество уникальных произведений. Они хранятся в музеях страны и частных коллекциях по всему миру».

Различные украшения, декоративные предметы, портретные миниатюры, ножны и рукояти кинжалов и сабель… Каждое изделие – произведение искусства.

Пахрудин Магомедов преподнес в дар музею традиционный кубачинский головной убор.

Ученицей Манабы стала её дочь Лейла Изабакарова. Она окончила отделение промышленной графики факультета декоративно-прикладного искусства Тбилисской академии художеств. У родителей она училась художественной обработке металла, участвовала в совместных выставках и нашла себя в работе с эмалью.

– Кубачинское ювелирное искусство прежде всего ассоциируется с неповторимыми браслетами, и в каждом из них есть что-то таинственное. Так выставка получила название «Тайна кубачинского браслета». Долгие годы мама в путешествиях по странам и аулам Дагестана собирала различные детали украшений, даже самые незначительные на первый взгляд, и натуральные камни, оставила большое наследие, – рассказывает Лейла Изабакарова.

На создание коллекций ее вдохновили незавершенные ювелирные изделия, в частности оставшиеся от дедушки инкрустированные великолепным растительным орнаментом газыри, элементы старинных украшений и множество различных камней.

Лейла взяла в руки некоторые фрагменты и создала совершенно новые завораживающие изделия. Ее работы – сочетание разных техник, стилей и форм. И последние 10 лет своего творчества она посвятила именно работе с деталями. Так появилась серия под названием «Фьюжн».

В коллекцию вошли экспонаты из Государственного музея Востока, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, а также из частных собраний.

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

31
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

50
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

179
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

73
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...