Тайны старого дома
За коричневой с потёртостями дверью прячется другая жизнь, другая эпоха. Будто здесь отдельный мир со своей неповторимой атмосферой, где время остановилось. Сделай шаг за порог – и попадёшь в параллельное измерение.
В старинном доме, где когда-то проживали хунзахские беки, сегодня музей, он хранит тысячи историй, это объект культурного наследия.
Дом начальника Аварского округа Али-Клыча Чупанова – пример крупной богатой жилой постройки Дагестана конца ХIХ века, построен в 1864 году. Увидеть его можно в южной окраинной части села, на склоне обрывистой, спускающейся к реке скалы. Открытый двор окружен двухэтажной галереей. Этот дом является одним из самых больших в Хунзахе (два этажа общей площадью 878,3 кв. м, около 38 метров в длину и 29 метров в ширину).
Двое внуков Чупанова были женаты на дочерях имама Гоцинского, и сам он был частым гостем в доме. Сохранилась комната, в которой он молился. В двадцатых годах хозяйство раскулачили, и здесь открыли артель – женщины вязали носки, изготавливали бурки для отправки на фронт. Но так было не всегда.
Как рассказывает научный сотрудник учреждения Шамиль Алиев, музей был основан в 1964 году учителем истории Алибеком Казанбиевым. Позже его передали государству, ныне он является филиалом Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи. И с 1994 г. музей располагается в этом доме, где хранится более 6 тыс. экспонатов. Говорят, что здесь нашли приют и вещи, некогда принадлежавшие наибу имама Шамиля Хаджи-Мурату, их принесли его родственники.
Экспонаты представлены в тринадцати залах. Экскурсия начинается с макета крепости, построенной по приказу императора Александра II в 1867 году. Русским было необходимо военное укрепление в горах Дагестана по окончании Кавказской войны. По углам крепости выстраивались оборонительные башни с бойницами для пушек, помещения одновременно служили казармами для солдат. Внутри располагались хозяйственные и жилые постройки, гарнизонный госпиталь, офицерский корпус, православная церковь, продовольственный склад и арсенал. В свободных источниках рассказывается, что сооружение было возведено по всем правилам русской фортификационной архитектуры девятнадцатого века. Рядом с крепостью был разбит парк, у входа в который было написано: «Солдатам и собакам вход воспрещен», ибо парк считался офицерским.
В сентябре 1871 года в крепость прибыл император Александр II. При въезде на Хунзахское плато его встретили жители близлежащих сел, а у крепости – почетный караул 15-го Кавказского линейного батальона и служащие гарнизона, расположенного внутри сооружения. Александр II остался на ночлег в двухэтажном особняке, предназначенном для членов царской семьи. На следующий день он отбыл в Ботлих.
В годы Гражданской войны в 1918-1921 гг. в крепости находились Дагестанский конный полк, турки во главе с Исмаил-беком, 39-я и 32-я дивизии 284-го полка, партизанский отряд под командованием Муслима Атаева. После войны крепость потеряла свое военное назначение. Уже в годы советской власти в ней размещались районная больница, аптека, женская школа «Горянка», детский дом, военкомат…
В старинном доме, где когда-то проживали хунзахские беки, сегодня музей, он хранит тысячи историй, это объект культурного наследия
А когда-то на территории Аварского ханства исповедовали христианство – об этом свидетельствуют археологические раскопки, в которых собрана большая коллекция крестов разных размеров. Смотритель музея Рукият Максудова (на снимке справа) рассказывает, что недавно при строительстве дома местный житель нашел каменный надгробный крест. С приходом арабов в ханстве утвердился ислам, но какое-то время одновременно исповедовали две религии. Тут же хранятся экспонаты, подтверждающие, что люди в этих местах жили ещё с каменного века, а всякие окаменелости свидетельствуют, что когда-то здесь было дно океана. Все эти находки размещены в холодной комнате. Подобные комнаты раньше строились практически в каждой горской сакле, она примыкала к скале. И знойным летом, и в суровую зиму в них держится одна температура.
И какой же горский дом обходится без домашней утвари?! Музей может похвастать уникальной коллекцией поставцов разных лет. Резьба по дереву демонстрирует не только мастерство умельца, но и носит сакральный характер. Каждый рисунок не случаен – он оберегает от дурного взгляда, и зеркала на них не для самолюбования хозяйки, а для отгона злых духов. Вместе с ними в приданое невесте обязательно давали медные подносы. Чем их было больше, тем завиднее считалась невеста. И по сей день в некоторых хунзахских семьях хранятся старинные подносы – наследство от прапрабабушки, а есть и такие, кто с гордостью демонстрирует образцы испикской керамики. Но самые редкие экземпляры можно увидеть в музее.
И я ошиблась, говоря вначале, что время здесь остановилось – это только кажется, что оно замерло и замолкли экспонаты. Нет. Каждый из них может о многом рассказать, надо только прислушаться…