Таланты растят здесь
Музыка, фольклор, изобразительное искусство – основные элементы духовной культуры любого народа, с помощью которых он всегда выражал свои чувства и эмоции.
Народная память сохраняла основные исторические, культурные события в песнях, фольклоре, в изобразительном искусстве. Народные сказания, легенды сопровождались соответствующим музыкальным оформлением с упором на импровизацию.
У ногайцев основной музыкальный инструмент – домбра. В былые времена, когда старики собирались в юрте, они пели песни, прославляющие подвиги батыров, мудрость полководцев, красоту женщин. Пение сопровождалось импровизированной игрой на домбре. Инструмент передавали по кругу из рук в руки, каждый умел играть. Народные сказания исполняли и на свадьбах. С течением времени это, к сожалению, стало забываться. И для того, чтобы сохранить народные традиции, в Ногайском районе 50 лет назад была открыта школа искусств.
За прошедшие полвека Терекли-Мектебская школа искусств сумела сохранить дух и энтузиазм первопроходцев, преподавших здесь в первые годы ее работы, и бережно передает все это из поколения в поколение. В стенах школы каждый день воспитывается будущая творческая интеллигенция, благодаря чему мы на сегодня имеем прекрасных исполнителей, музыкантов, художников. Педагоги дают детям дополнительное образование и навыки, помогают им найти себя и свое место в жизни, выразить свое «я». Каждый ребенок для них – как необработанный алмаз. Задачу коллектив видит в том, чтобы помочь детям в полной мере раскрыть свои таланты и способности.
… А начиналось все скромно. В год открытия музыкальной школы в ней было всего 8 учеников и два преподавателя на два отделения. Первым ее директором была Солтанат Инигова. В 1971 г. была сформирована художественная школа, директором ее стал Махмуд Манкаев, позднее – Алтын Акбердиева. Первыми выпускниками стали двое учащихся, и оба посвятили свои жизни преподаванию музыки. Это Фарида Нукаева (ныне Аджиева) и Эльмира Заргишиева (ныне Толубаева). Фарида Исхаковна в 90-х годах работала завучем в музыкальной школе. Эльмира Расильевна также была завучем, она заслуженный учитель Республики Дагестан.
В 1989 году было решено объединить две школы в одну – школу искусств, ее возглавил Яхья Кудайбердиев, заслуженный работник культуры Республики Дагестан и Российской Федерации, заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики. Под его руководством открываются хореографическое, театральное и хоровое отделения и классы «Домбра», «Кыл кобыз».
Через несколько лет на базе школы искусств формируется Ногайский государственный оркестр народных инструментов (НГОНИ). С 2001 года школой руководит ее бывший воспитанник Анвар Аджибаев – известный композитор и дирижер Ногайского государственного оркестра народных инструментов. В том же 2001 году школе было присвоено имя члена Союза художников СССР Сраждина Батырова, прожившего короткую, но яркую жизнь.
Сегодня в школе искусств им. С. Батырова 18 преподавателей и 260 воспитанников. Многие из учителей – бывшие выпускники школы. Среди них немало заслуженных деятелей культуры, получивших признание общества. В школе кроме художественного и музыкального отделений открыты театральное, хоровое, хореографическое. Здесь обучают игре на баяне, фортепиано, домбре. Открыты филиалы школы в ногайских аулах Червленные Буруны, Нариман, Карагас, Кунбатар, Ортатюбе.
Школа за полвека своей деятельности не раз получала высокую оценку руководства республики. Тому свидетельство – почетные звания учителей, признание таланта и способностей наших детей на региональных, федеральных и международных конкурсах, успех наших выпускников на профессиональном поприще. Но главное для коллектива школы – доверие и уважение со стороны общества. Каждый преподаватель школы воспитал несколько талантливых учеников. Среди них музыкант Солтахан Джумакаев, композитор Мурат Максутов, художественный руководитель ГБУ НГОНИ Бекмурза Кудайбердиев, художник Алибек Койлакаев и другие.
В наше время школа искусств перестала быть просто школой. За десятилетия своего существования она стала своеобразным национальным ногайским центром творческого развития учеников. Здесь они учатся верить в свои силы и реализовывать таланты.