Тастар – кумыкский национальный…
Это действительно легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки – тастары.
Когда-то их умела плести каждая кумыкская женщина, и было это занятие для нее само собой разумеющимся. Мастерство передавалось от матери к дочери. Я не видела на улицах наших городов женщин в тастарах, не встречались они и в традиционно кумыкских районах. Будто нет тастаров вовсе и никогда не было. Спрятались на дне сундуков, ушли в музеи. Не передается сегодня мастерство их плетения по наследству, забывается. Найти мастерицу по плетению тастаров – большая удача. Я такую нашла лишь в селении Нижнее Казанище Буйнакского района. В прошлое за уникальными знаниями отправляюсь вместе с Жаминой Шугаибовой: она 18 лет обучает сельских девочек делу прабабушек в Центре развития одаренности и школе искусств (на снимке).
Мастер-класс для меня проходил в школе искусств, точнее, в помещении, арендованном школой для занятий. Девочки раз за разом накидывают петли. Шестиклассница Макка Бамматова ловко управляется, и квадратики у нее получаются ровные-ровные. Спрашиваю, умеет ли кто-нибудь из ее домашних плести тастар.
— Моя прабабушка умеет, но уже не плетет. Она плохо видит, — отвечает Макка. – Зато я учу младшую сестрёнку.
Тут девочки дружно захихикали над путаницей в узлах, допущенной подружкой. Каждой из них хотелось рассказать о своих рукодельных успехах в школе искусств. Вот Амина Абдулмажидова связала розы для интерьера, шарф с шапкой для брата, шаль для себя. Асият Джабраилова тоже большая умница, ее вязаная игрушка заняла второе место в районном конкурсе детского творчества. Однако больше всего им нравится плести тастары. Как надо, выходит не у всех, но каждая старается сплести свой первый национальный платок лучше, чем подружки.
Символ изящества
Прежде чем научишься плести настоящие шелковые тастары, уйдут долгие годы. Каждая клеточка – тяжелый труд, кропотливая работа. Не все выдерживают.
— Тастар – это не просто платок, а символ женственности, — поясняет Жамина Шугаибова. — Один неправильно завязанный узелок – и пропала вся твоя работа. Было время, когда кумычка и тастар были словами-синонимами. Бабушкин къыпыкъявлукъ (так их называют на кумыкском) нашла изъеденным молью в сундуке. Расстроилась, конечно. Думала: «Неужели его нельзя починить?! Наверняка можно, его же сплели руками», – убеждала я себя. Не поленилась, обошла всех сельчанок, кто еще помнил, что такое тастар, но, увы, помнить – помнили, а реально помочь никто не смог. Предположения о технике плетения были самые разные, но практически показать никто не сумел. Одна женщина, правда, сказала, что в Махачкале есть еще мастерица по плетению тастаров, и я с надеждой поехала в столицу. Приехала я к ней, а она, представляешь, говорит:
«Не буду я тебя учить! Я свои знания направо и налево не раздаю. Мы их передаем из поколения в поколение, от матери к дочери. Даже за два миллиона секрет не выдам!» – вот так она мне сказала. Откуда у меня такие деньги? Да и не стала бы платить. Тогда я ей ответила: «Вот увидите, я обязательно научусь и буду бесплатно учить всех желающих девушек».
Жамина Умаровна не отчаялась, не оставила задуманное, сдержала слово, сказанное тогда в сердцах. Я все больше удивлялась рассказам мастерицы. Думаю, и вы удивитесь, узнав, что первые свои знания она получила из книги… по плетению рыболовных сетей!
— Рыболовных сетей? – переспросила я.
— Да. Брошюра валялась на чердаке дома. Мне ее туда будто какая-то невидимая сила подкинула, чтоб я вконец не отчаялась, — рассказывает она.
Так, соединив все собранные по крупицам знания воедино, Жамина Умаровна возродила в Буйнакском районе исчезающее ремесло. Намучилась, но все-таки сплела тастар, накинула на голову, прошлась по селу, собрав восторженные взгляды землячек. А вскоре приняла первую группу учениц. Ныне слава о ней разошлась по всей республике. Люди специально приезжали, чтобы посмотреть, как выглядит воскресший из прошлого тастар. Пошли заказы.
«Шелкопрядница»
Плетение – это только часть дела. Самое сложное – приготовление ниток. Это очень ответственный этап. Наши бабушки и прабабушки плели нити из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей не считается настоящим тастаром.
Признаться, я до сих пор под впечатлением! Узнала, что Жамина Умаровна не только хорошая мастерица, но и сама прядет нити. За коконами шелкопряда она специально ездила в Среднюю Азию. Дома у себя для них отвела отдельную комнату, создала все условия, чтобы шелковичные черви и в Нижнем Казанище «чувствовали» себя как дома.
Жамина Умаровна может даже книгу написать, основанную на собственном опыте, как правильно разводить тутовый шелкопряд в Дагестане.
В руках мастера нежная шелковая паутинка. Из нее и плетут кумыкский национальный платок – тастар.