На премьере фильма, которая прошла в ходе окружных сборов ветеранов СВО, побывала автор сценария и режиссер Татьяна Борщ (на снимке). Мы воспользовались возможностью побеседовать с ней о фильме, об опыте работы в зоне боевых действий.
– Татьяна, вы заслужили себе имя в кинодокументалистике. На вашем счету более 140 фильмов. Многие из них получили высокие награды на российских и международных кинофестивалях документального кино. В то же время, насколько я знаю, вы непрофессиональный кинодокументалист. Откуда любовь к этой профессии?
– Действительно, я закончила консерваторию по классу фортепиано. Тем не менее считаю себя профессиональным кинодокументалистом. Она была моей любовью, теперь стала профессией. Чем меня привлекло это занятие? Наверное, жизненной правдой. Документальное кино – это про нас с вами. Про нашу повседневную жизнь со всеми ее радостями и горестями.
– В последние годы вы снимаете исключительно про специальную военную операцию. С чем это связано?
– Да, я сняла уже десять фильмов на эту тему. Хочу сказать, что первый фильм я начала снимать еще до начала СВО. В октябре 2021 года ко мне обратились наши военные с просьбой снять фильм про события на Донбассе. Надо было показать людям не только на Западе, но и в нашей стране, что реально происходит на этой земле.
У нас эта тема тогда не была в фокусе общественного внимания. Мало кого по-настоящему волновало, что там города и села обстреливают, люди погибают. Я была в этих обстреливаемых деревнях, видела убитых детей, разрушенные дома. Меня это поразило. Я не ожидала увидеть такую картину.
По итогам увиденного вышел фильм «Донбасс. Вчера. Сегодня. Завтра». Но меня эта тема не оставляла. Я почувствовала моральную необходимость осветить её с самых разных сторон. Второй фильм я решила снять про детей Донбасса. Предложила эту идею каналу «RT-фильм». Мне пошли навстречу. Мы снимали материал сразу же после захода наших войск в Мариуполь, в почти освобожденном Рубежном.
Скажу без ложной скромности, получился неплохой фильм. «Донбасс. Дети» Россотрудничество выбрало для показа за рубежом на день защиты детей в 2022 году. Фильм получил резонанс. Месяц назад мои фильмы «Донбасс. Дети» и « Донбасс. Вчера, сегодня, завтра» были показаны во многих городах Италии.
– Расскажите о вашей последней работе, премьера которой прошла в нашей республике.
– Фильм «Казаки бригады «Терек» рассказывает об уникальном добровольческом соединении. Оно состоит из нескольких батальонов, артдивизиона и отрядов разведки. Есть там и рассказ о батальоне «Каспий» – он состоит в основном из дагестанцев. Это прекрасные смелые люди, хвала Дагестану, что у него есть такие сыны!
Мне запомнилось интервью с бойцом «Каспия» с позывным «Батя». Ему 63 года, он заслуженный тренер Дагестана, служит в артиллерийской батарее. Или другой ветеран, позывной «Зверь», ему далеко за 60. Я спросила, почему вы здесь? Молодые, как правило, не умеют воевать, отвечает он. В основном воюем мы, люди с опытом. Наша задача – прикрыть нашу молодежь. Мы родили детей, у нас есть что оставить. А им нужно заводить семью, растить детей.
Многие ребята подписали не первый контракт. Видела раненых, которые, несмотря на ранения, не уходят в госпиталь.
– Мы знаем, что многие журналисты, другие люди творческих профессий, работающие в зоне СВО, подвергаются смертельному риску. Вы не встречались с опасностью во время съемок?
– Там везде опасность. Как гражданский человек, я не понимала, откуда именно она исходит. Помню, мы ехали в район Соледара. Ехали ночью, считается, что это менее опасно. Доехали нормально. А потом узнали, что машина, которая ехала за нами, подорвалась на мине, которую не заметили в темноте. Погибла девушка.
Был похожий случай во время съемок в Мариуполе сразу после захода наших войск. Наша группа оказалась в районе «Азовстали», и мы попросили военных поснимать с коптера. Запустили птичку, она полетала, а потом, видимо, под воздействием сигнала РЭБ куда-то пропала. Нам было жаль не столько сам аппарат, сколько снятый материал, и мы пошли искать коптер в район развалин «Азовстали». Оператор радостно говорит: я поймал сигнал коптера. Видим, навстречу бегут военные: вы что здесь делаете, кругом мины. Они показали, что кругом растяжки. То, что мы не подорвались, было чудом. Они вывели нас по узкой дорожке, которая была свободна от мин.
В этот день я реально ощутила силу молитвы. До того, как я поехала на съемки этого фильма, моя знакомая, послушница женского монастыря, убедила меня купить пояс с оберегающим псалмом 90. Честно говоря, до сих пор свое спасение я не отношу ни к какой другой
причине.
Мои операторы, молодые, немного циничные в вопросах веры ребята после этого случая сказали: а псалом-то работает.
– Каковы ваши дальнейшие планы? Будете ли вы продолжать эту тему?
– Конечно, буду. Я не осветила и малой части. Для меня практически каждый человек, выполняющий там боевую задачу, – герой. Про каждого можно снимать отдельный фильм. Про пацанов на ленточке. Про медиков, это очень большая тема. Молодые девчонки вытаскивают на своих плечах раненых. Как раз в батальоне «Каспий» при мне конструировали носилки для эвакуации раненых с поля боя. Это тяжелая работа. Приходится вытаскивать здоровых мужиков, а на них еще броник весом более 20 кг.
Так что мы еще не раз встретимся с вами, уважаемые зрители!