X
10:45 07.04.2016

Театр выбрал меня

«Когда я решил, что стану актером, и после года учебы на филологическом факультете ДГУ, оставив все, подал заявку на поступление в национальную студию (аварскую) Тбилисского театрального института (1964 год), родители (очень огорченные моим выбором) и окружающие мало верили, что что-то путное выйдет из моей мечты. Никаких мало-мальски важных познаний в этой области, кроме большой любви к театральному искусству, взращенной с детства, во время, когда к нам в Ахалчи приезжали артисты с гастролями, у меня не было. Но я сделал свой выбор и думаю, что это было правильное решение…».

Несомненно, правильное. Ведь сегодня Гусейн Казиев (на снимке) – ведущий актер Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы, заслуженный артист РФ, один из популярных и авторитетных актеров Дагестана. Он дипломант конкурсов и смотров актерского искусства республиканского, регионального и российского значения, около 50 лет отдал театральному искусству. Каждый его выход на сцену зритель встречает радостными овациями. Сегодня можно сказать, ради его игры многие зрители и идут в театр.

– Близкое знакомство мое и моих однокурсников по студии (нас было семь человек) с родным Аварским театром началось задолго до окончания нами вуза. Начиная уже с 1966 года (со второго года обучения) мы, подготавливая по итогам зимней сессии постановку, везли ее в республику, чтобы представить землякам и, так сказать, отчитаться перед ними. Выступали, когда театр был еще в Буйнакске, потом в Махачкале. Приглашала нас и Даггосфилармония. Помню, нашей дипломной работой была оперетта «Хизри-Мизри». Мне досталась главная роль. Я выкладывался по максимуму, и мне казалось, я отлично играю, такая была окрыленность (смеется). Сегодня понимаю, сколько всего тогда не умел, сколько ошибался.

В 1969 году Гусейн Гусейнович окончил Грузинский государственный театральный институт им. Ш. Руставели по специальности актер-вокалист музыкального театра. И в тот же год вся их группа заступила на службу в Аварский театр.

– Когда мы начали выступать на профессиональной сцене, конечно, первое время было сложновато. Земляки не понимали стиля нашей игры, – вспоминает актер. – Бывало, подходили к художественному руководителю, режиссеру и говорили: «Эти ваши новенькие странные какие-то. Непонятно, что на сцене вытворяют». Было сложно и потому, что в Тбилиси нас воспитали на одних канонах, а здесь, в театре, тогда, что греха таить, находившемся несколько позади театрального мейнстрима того периода, сложилась своя стилистика. Труппа к ней привыкла, а нам надо было уметь находить компромисс.

Но, несмотря на то, что в то время многие актеры театра были из числа талантливых самоучек, встречались среди них те, на кого мы, молодые, хоть и получившее профессиональное образование, смотрели как на небожителей. Их игра завораживала. Они могли настолько вжиться в образ, что мы диву давались. Это Зайнаб Набиева, Басир Унисилов, Патимат Хизроева, Айшат Курбанова, Махмуд Абдулхаликов, Муса Абасов, Сидрат Меджидова.

Со временем Гусейн Казиев с однокурсниками стал частью общей дружной творческой команды. И вот уже позади 50 лет творческой жизни. Сыграно более 100 ролей в самых разных амплуа и характерах. Как отмечают ведущие специалисты театрального искусства республики, Г.Казиеву под силу лирические, драматические, психологические, комические образы. В каждой из своих ролей он гармоничен, в каждой естествен и неповторим. Даже неполный перечень спектаклей, в которых играл артист, убедительное тому подтверждение. Это Яков в пьесе «Старик» М.Горького, Альдемаро в «Учителе танцев» Лопе де Вега, Гемон в «Антигоне» Софокла, Герастрат в «Забытом Герострате» Г.Горина, Баланур в «Саба Меседо» М.Абасила, Айдемир в пьесе «Айдемир и Умайганат» Г.Цадасы, Бартоло в «Севильском цирюльнике» Бомарше, поэт в «Горянке» Р.Гамзатова, Мирза в «Аманате» А.Хачалова и многие другие.

Особое его дарование проявилось в музыкальных комедиях, сыгранных за последние годы, – в роли Чанакана («Всадники на ослах» Г.Хугаева), Руслана («Как похищают красавиц» Б.Аппаева), Адиля Гереевича («Контора любви» Г.Казиева), Халима Хайрамовича («Четыре жениха» Т.Минулина), Хачилава («Не невеста, а золото» Ф.Алиевой и М.Абдулхаликова), отца («Кровавая свадьба» Г.Лорки), Жеронта («Единственный наследник» Жана Франсуа Реньяра), Гапур-даду («Женись, дедушка» Г. Зейнашевой) и других.

Помимо актерской деятельности, Гусейн Казиев известен и как автор детских пьес «Воришка», «Лиса и Хан» и музыкальной комедии «Контора любви», поставленных им на сцене театра.

Неоценим вклад Гусейна Гусейновича и в развитие театрального искусства республики. Совмещая работу с преподаванием актерского мастерства на факультете культуры ДГУ, он щедро делится своим талантом с будущими актерами.

В 2014 году Гусейн Казиев расширил свой творческий диапазон – начал сниматься в художественно-документальных фильмах «Рай под тенью сабель», «Талисман любви», «Салам, Москва». Лучшей его работой по праву считается роль Гамзата Цадасы в кинокартине «Мой Дагестан. Исповедь». За нее артист получил высокую оценку широкой общественности и был награжден Почетной грамотой РД.

– Я долгие годы играл образ Расула Гамзатова в спектаклях о его творческой жизни, – рассказывает актер. – Но, примерив на себя роль его отца – мудрого Гамзата Цадасы, я понял, что этот образ мне ближе. Почему? Не могу однозначно сказать. С первого знакомства со сценарием фильма «Мой Дагестан. Исповедь» этот герой стал мне очень родным. Не знаю, может, возраст мне помог, а может, то, что я, играя Гамзата, многие из тех мыслей, тех переживаний, которые сопровождали жизнь поэта, в свое время и сам пережил. Важно одно, Гамзат Цадаса – одна из моих любимых ролей.

Говорить о Гусейне Казиеве можно много. У актера пятьдесят лет творческого пути за плечами. А вот что думают о нем его коллеги:

– Гусейн Гусейнович для меня мудрый наставник, человек, талантом которого я не перестаю восхищаться, – рассказывает молодой актер Хайбула Хасаев. – Когда я пришел в театр после окончания училища культуры имени Барият Мурадовой в 2001 году, он очень помог мне: ставил речь, учил многим вещам. И по сей день я знаю, что могу обратиться к нему за советом, и он всегда откликнется. Он стремится не только сам сыграть безукоризненно, но и сделать так, чтобы все мы совершенствовались.

– Про него можно много говорить, – рассказывает народная артистка Дагестана Зайнаб Гамзатова. – С 1972 года, когда я пришла работать в театр, он мой постоянный партнер в спектаклях. Всегда полностью выкладывается на сцене, и благодаря этому все постановки с его участием воспринимаются зрителем с восторгом. Я и многие мои коллеги по-доброму завидуем ему. Он один из тех, про кого нельзя сказать – незаменимых нет.

– Я познакомился с Гусейном Гусейновичем еще в детстве, когда мои родители брали меня на спектакли с его участием, – делится старший машинист сцены Айдемир Хамидов. – Особенно они любили его игру в спектакле «Как похищают красавиц». Прошло много лет, и вот я не как зритель в зале, а как коллега общаюсь с ним. К моему восхищению его игрой прибавилось еще восхищение его человеческими качествами. Он всегда даст умный совет, готов прийти на помощь коллегам. Хотел бы своих родителей с ним познакомить поближе, они ведь по сей день его преданные поклонники.

Статьи из «Культура»

Наш ответ «Османам»

31
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

19
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

10
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

35
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

«Подарите мне это чудесное море!»

14
В этом году известная актриса Лариса Удовиченко отметит...

Умелая рука мастера слова

9
Книга переводов на русский язык стихов и поэм Абдуселима Исмаилова, которую по своим...

Интересные и малоизученные

33
Дом-музей Мухаммад-Тахира аль-Карахи в с. Цулда Чародинского района – это огромная...

В храме книги

6
Область культуры широкая. Её обитатели и творцы – это музыканты, поэты, художники,...

Поэтическая проза

12
На соискание Государственной премии Республики Дагестан в области литературы представлена...

Поэтические старожилы

50
Дагестан – страна поэтов, и потому найти героев публикации к Всемирному дню поэзии не...