Театральный триумф


Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной культурной жизнью от национальной театральной труппы одной из далёких от него кавказских республик? Когда Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова приехал на гастроли в Уфу, у хозяев поначалу было слегка снисходительное отношение к гостям, рассказывает его директор, режиссер, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. В Уфе развито театральное искусство. Уфимский государственный татарский театр «Нур», принимавший у себя дагестанцев, имеет хорошие рейтинги и считается одним из самых сильных театров Башкирии.
Но вот прошло первое знакомство: яркая музыкальная постановка Ислама Казиева «Если сердце захочет» сразу ввела местную публику в кумыкский фольклор, показала нравы и характер народа. А затем была «Кровавая свадьба» по Гарсиа Лорке режиссера Гиви Валиева – и Уфа буквально взорвалась. По городу пошла молва о замечательном театре, где зрители смеются до слез и плачут после спектакля, сопереживая его героям. Заключительный вечер гастролей, когда играли «Хануму» Дмитрия Павлова, прошёл «на ура» – башкирский театр не знал, как справиться с наплывом зрителей.
«На «Хануму» с билетами случился полный ажиотаж, – вспоминает Скандарбек Даниялович. – Мне с большим трудом удалось найти места лишь для двух наших земляков, живущих в Уфе. Зрители были в восторге от нашего театра. Но что для нас еще очень ценно – мы буквально перевернули представление театрального сообщества большого региона России о дагестанском театральном искусстве. Директор театра «Нур» Фирзат Габидуллин был в полном замешательстве. Он мне признался, что до нашего приезда хорошо представлял, что повезёт в Махачкалу. Но теперь, посмотрев на работу актеров и оценив по заслугам художественный, профессиональный уровень Кумыкского театра, получив представление, к чему привык дагестанский зритель, директор глубоко озаботился, как достойно ответить Дагестану и не ударить лицом в грязь перед нашей взыскательной публикой».
Уфа приедет к нам в сентябре. С чем? Поживем – увидим. Главное, что обменные гастроли состоятся. Тулпаров не устаёт повторять, что действующая программа Росконцерта «Большие гастроли» – это просто счастье не только для зрителей, но и для самих театров.
«Мы бы никого и ничего не увидели, не знали бы, что творится в театральном мире за пределами республики, если бы не обменные гастроли. И себя бы не смогли показать театральной России. Программа открывает возможность познакомиться с творческими людьми из других субъектов разных профессий, а значит, завязываются и крепнут связи между нами. Не случайно она ставит такое условие: города по обмену должны находиться друг от друга на расстоянии не менее 500 километров.
Театру очень полезно побывать у совершенно иной публики. Мы хорошо знаем предпочтения, все болевые точки нашего зала. А вот почувствовать, как на нас реагирует другой зритель, – это такая проверка собственных сил и возможностей»,– уверен режиссер.
Конечно, театр участвует в различных театральных фестивалях, форумах, где возникают новые контакты и есть возможность показать себя профессиональным экспертам. К тому же участие в выездных мероприятиях – это шанс заполучить в свой театр молодого талантливого режиссера. Мастер считает, что всегда надо искать новых, прогрессивных людей, способных воплотить на сцене новые мысли.
Но фестиваль – это праздник. И зритель там праздничный, и жюри обязательно наградит. А гастроли – работа: театр везет не один спектакль, а три-четыре, следовательно, уже можно сложить представление о его лице. Как шутит Тулпаров, на фестивале приятнее, а на гастролях – ценнее.
В этом году Кумыкскому театру исполняется 95 лет. И почти столько же на его сцене идёт «Молла Насрутдин». Недавно «Дагестанская правда» рассказала об этом уникальном спектакле, который вошёл в Золотой фонд театральных постановок России. Есть здесь и другие спектакли-долгожители. Все они – его опора и щит. Но репертуар обновляется, в год выходит 4–5 премьер. Совсем скоро зрителей ждёт новая работа режиссера, художественного руководителя театра Айгума Айгумова о подвиге нашего земляка Абдулхакима Исмаилова, водрузившего знамя над рейхстагом.
Скандарбек Тулпаров приступает к постановке о национальном герое кумыков Айгази. Спектакль этот шёл в театре с 1940-х годов, но в последние 10 лет был выведен из репертуара – не было актеров на главные роли. Однако теперь, когда мастер привёл молодых артистов и воспитал их, это поистине народное представление вновь будет собирать зал, ведь Айгази – визитная карточка нации. Это история кумыков, их фольклор, традиции и обряды, быт. Но тут также и романтика, любовь, героизм, характер и нрав народа.
«Я сам очень волнуюсь, у меня есть страх перед этим спектаклем, – признаётся Скандарбек Даниялович. – Большая ответственность поставить такую сугубо национальную вещь. Перед режиссёром-постановщиком неизбежно возникает вопрос: что считать национальным? Для меня мало просто набить действие народными сценами, изобразить бедняков благородными и честными, а высшее сословие подлыми дураками, как это было раньше, когда культура просто выполняла социальный заказ. Важно показать истинный дух народа, не отступая от исторической правды».

Сцена из спектакля «Ханума»
Через год Тулпаров планирует поставить спектакль по пьесе Яхьяева об Ирчи Казаке, а уже осенью, параллельно с «Айгази», театр представит еще одну премьеру: хорошо известный дагестанской публике осетинский режиссер Гиви Валиев перенесёт на сцену поэму «Фатима».
Не за горами 100-летний юбилей, подготовка к нему началась.
Есть у именитого дагестанского режиссера грандиозная задумка – он хочет поставить большой двухдневный спектакль о Султан-Муте, кумыкском военно-политическом деятеле, объединившем дагестанские народы. Большая победа в самом начале XVII века в Караманском сражении Султан-Махмуда Эндиреевского, о чьих подвигах писал Карамзин, дала дагестанцам целых 118 лет мирной жизни. Примечательно, что предки Тулпарова были связаны с этим великим воином, что усиливает интерес режиссера к его жизни. Скандарбек Даниялович собрал много материала о Султан-Муте, но проблема в том, что пока нет драматурга, который бы написал пьесу.

Сцена из спектакля «Ханума»
Современных драматургов вообще очень мало, дагестанских, можно сказать, нет, а уж пишущих исторические пьесы найти почти нереально. Так что режиссер в процессе, однако спектакль – в этом нет сомнений, состоится и станет масштабным театральным событием. Шутка ли, зрители смогут побывать на настоящей средневековой кумыкской свадьбе под шатрами, раскинутыми во дворе театра, а потом уже действие переместится в зрительный зал. Как и национальный герой кумыков, на свадьбу к которому съезжаются представители всех дагестанских народов, празднование столетия Кумыкского театра обещает стать объединяющей силой для всего творческого, культурного сообщества Дагестана.
Статьи из «Театры»
Вначале было дело

Очередная премьера

Покорили сердца петербуржцев

О войне, любви и верности

Комедии, драмы и… новая сцена

Театр – это навсегда
