Тельняшка для поэта
В 1993 году мне поручили встретиться с Расулом Гамзатовым и написать о нем статью. Намечалось 70-летие поэта. Я приехал в Союз писателей, но там сказали, что Расула Гамзатовича еще нет, и попросили подождать. Я решил немного прогуляться по Родопскому бульвару. Было жарко, и я присел на скамейку под кронами большого ветвистого дерева. Через некоторое время ко мне подошел мальчик лет десяти и неожиданно попросил:
– Купите мне, пожалуйста, тельняшку…
– Что?
– Тельняшку. Только настоящую, морскую, а не детскую.
Я удивленно посмотрел на мальчика. Его вихрастые волосы упрямо торчали во все стороны. Но вид у него был самый что ни на есть серьезный.
– Как тебя зовут?
– Костя.
– А где твои родители?
Мальчик отвел взгляд и тихо ответил:
– Если честно, не знаю. Я в гостях у тёти. Вот пришел погулять сюда.
– Зачем тебе тельняшка?
– Хочу быть моряком. Это ведь здорово, правда?
Я невольно согласился:
– Конечно. Только где найти эту тельняшку?
Мальчик тут же радостно объявил:
– Я знаю. В магазине военном. Мы уже были там один раз с тётей…
– Хорошо, только сначала зайдем в одно место.
Мы вновь пришли в Союз писателей. Я попросил Костю подождать меня в вестибюле. Мне сказали, что Расул Гамзатов был на работе, но совсем недавно уехал домой. Тут же позвонили ему и сообщили обо мне. Через некоторое время сказали, что Расул Гамзатов ждет меня у себя дома.
Я объявил Косте, что обязательно куплю ему тельняшку, но чтобы после этого он непременно шел домой. Мальчик кивнул, и мы пошли в военторг. В магазине все тельняшки были больших размеров. Однако женщине за прилавком, видимо, очень не хотелось, чтобы мы уходили без покупки, и она терпеливо и дотошно искала необходимый размер.
Наконец удовлетворенно воскликнула:
– То, что нужно! Берите на здоровье…
Я отсчитал денег. А Костя сразу поверх тонкой ситцевой рубашки надел тельняшку. Сколько радости и гордости появилось в его взгляде! Впечатление было такое, что мальчик действительно почувствовал себя настоящим моряком. Правда, тельняшка была немного великовата, но это нисколько не омрачало его праздничного настроения. Как только мы вышли из магазина, началась моя, так сказать, головная боль: Костя никак не хотел уходить домой. Я ему объяснял, что у меня работа и мне некогда возиться с ним. Но всё было тщетно. Пришлось даже прибегнуть к угрозе. Сказал, что сдам его в милицию. Это подействовало. Мальчик тут же исчез. Но это была, оказывается, всего лишь уловка с его стороны. Когда я уже подходил к дому Расула Гамзатовича, он снова появился как из-под земли. Я был возмущен.
– Почему не ушёл?
Костя простодушно и откровенно признался:
– Не хотел…
– А где тётя?
– Не знаю. Уехала куда-то…
Мне некогда было выяснять ситуацию. Поэтому я еще раз сказал ему, чтобы он шёл к себе и дожидался тётю.
Костя закивал головой, и я махнул ему на прощанье рукой.
Расул Гамзатович пригласил меня за накрытый стол, и мы стали беседовать. Помню, еще в шутку он сказал, что о нём начинают вспоминать только в юбилейные дни. Это было сказано так добродушно и искренне, что мы засмеялись.
И вдруг в этот момент двери тихо отворились, и на пороге появился… Костя. Он стоял в проёме двери и широко улыбался, как будто пришел к себе домой. Его рыжие волосы от ярких солнечных лучей отсвечивали золотистым отблеском. Он своим детским невозмутимым взглядом посмотрел на нас и сказал:
– Калитка была отворена, вот я и зашел…
Мне было неудобно. Получается, что из-за меня в дом к народному поэту пришел абсолютно посторонний человек. Пусть даже и мальчик.
Но Расул Гамзатович был очень приветлив.
– Раз пришел, заходи, – сказал он и стал угощать мальчика виноградом. Когда весь виноград был съеден, мальчик принялся за арбуз…
С Расулом Гамзатовым мы беседовали около часа. Когда разговор завершился и я собрался уходить, то попросил Костю, чтобы он шёл вместе со мной. Но мальчик наотрез отказался.
Расул Гамзатов сказал:
– Оставь его здесь. Постараемся найти родителей. Может, кто-то из них живет в Махачкале.
Я попрощался и ушёл. На следующий день снова пришел в Союз писателей. Необходимо было показать Расулу Гамзатову черновой вариант статьи. И как же я был удивлён, когда снова увидел в коридоре Костю. Он сразу подбежал ко мне и радостно сообщил, что ночевать остался у седого дяденьки.
В это время к нам подошел один из писателей и негромко сказал:
– Родителей мальчика не нашли. Вот ждём, пока приедет его тётя.
Я зашел в кабинет Расула Гамзатовича. Он объяснил:
– Жаль, что мальчика бросили родители. Он очень смышлёный. А вот тётю уже нашли, скоро должна приехать.
Когда я прочитал народному поэту статью и уже собирался покинуть кабинет, то увидел на спинке соседнего стула тельняшку.
Расул Гамзатов улыбнулся:
– Мальчик подарил. Сказал, чтобы я тоже стал моряком. Возьми тельняшку и уговори его принять
обратно.
– Нет, нет! – замахал я руками. – Он ведь вам подарил. Поэтому пусть остаётся у вас.
Когда спускался по лестнице, навстречу мне поднималась пожилая, чуть полноватая женщина. Она громко стала кричать:
– Ты где, Костя? Ах, безобразник, опять ушёл из дому. И как не стыдно? Ведь уже взрослый мальчик…