Тесные улочки Харбука

История каждого дагестанского села хранит в себе много интересных фактов, преданий и легенд. В известном ауле кузнецов Харбуке их также немало. Прогулявшись по его древним улочкам, поговорив с местным краеведом, понимаешь: расположенный на высоте более 1300 метров над уровнем моря, в 10 километрах от знаменитого Кубачи, Харбук – настоящая находка для туриста и искателя всяких диковинных историй.
– Наш аул возник во времена нашествия Тимура в 1396 году, – рассказывает мой провожатый Хизри Юсупов, научный сотрудник Института языка и литературы Дагестанского научного центра РАН (он много лет занимается изучением истории ремесла родного аула). – До этого предки харбукцев жили в селе Карбук неподалеку от Акуша. Во время вторжения Тимура в Даргинию его войска истребили столько людей, что из их трупов соорудили несколько холмов. Уцелевшие карбукцы, согласно преданию, бежали из разрушенного до основания села. Часть подалась в Аварию, но многие беженцы пришли сюда и основали новое село с несколько измененным названием – Харбук.
Хизри Юсупов ведет меня к старой части села, где доживают свой век дома тех, кто принадлежал к роду основателей Харбука.
– Сегодня этому не придают значения, но раньше люди хорошо знали праотцов аула, эти семьи были в особом почете. Несмотря на то, что прошло 600 лет и многие тухумы породнились между собой, старожилы хорошо разбирались в сложной генеалогии и знали, какой тухум откуда происходит. Сами коренные жители Харбука очень гордились этим фактом. «Я не из тех, кто уходит и приходит, а из рода тех, кто кирку ударил для основания села и воду пустил для родника», – говорил тот, кто родом из почтенного тухума.
Пока проходим по старинным улочкам, обращаю внимание на окно старого дома, где прутьями решетки служат обрезы винтовок. – Здесь, наверное, жил какой-нибудь известный оружейник? – напрашивается вопрос.
– И не только здесь, – отвечает экскурсовод. – Это сегодня аул такой тихий и многие его дома пустуют, а в прошлом веке жизнь в Харбуке кипела. В селе, как в огромной кузне под открытым небом, трудились сотни мастеров. У каждого – свое направление кузнечного дела, уникальные способы ковки стали и изготовления различных видов холодного и огнестрельного оружия.
Осталось немало источников, подтверждающих, что харбукцы в свое время занимались производством оружия. Их пистолеты, ружья, кинжалы пользовались большим спросом. Один из исследователей даже писал, что нарезные винтовки, которыми местные жители снабжали казачье население, «отличались большой прочностью, меткостью и силою боя, чем ружья, которыми тогда была вооружена русская армия».
После установления в Дагестане советской власти начиная с 1926 года в стране был издан указ о запрете производства боевого оружия. Тогда многие ружья и пистолеты были вывезены из аула. В последующем изготовителей пистолетов преследовали и даже сажали. Несмотря ни на что втайне от властей некоторые мастера все же создавали свои изделия, но со временем ремесло стало уходить в прошлое. Сегодня разрешено изготовление кремниевых пистолетов – это не боевое оружие, а больше сувенирное. Стреляет такой пистолет для эффекта.
Мы выходим на улочку, про которую в Харбуке знает каждый, за исключением разве что малышей (но взрослые им обязательно про нее расскажут). Здесь в прямом смысле этого слова закалялась сталь.
– Согласно преданию, у харбукцев существовало несколько способов закалки клинка, но главным из них на протяжении многих веков являлся «урчикеб бубшара» (закалить на коне). Суть его заключалась в том, что клинок, изготовленный для закалки, мастер отдавал всаднику, который должен был разогнать коня, держа клинок вертикально лезвием к потоку встречного ветра, чтобы лезвие охладилось как можно быстрее. Таким образом харбукцам удавалось достичь гибкости и прочности клинков своих будущих изделий, – поведал мне еще один интересный исторический факт о Харбуке Хизри Юсупов.
Эта дорога ведет к сельскому годекану. Аксакалы что-то бурно обсуждают, однако, увидев нас, прерывают разговор, приглашают присесть. И пошли новые легенды и предания. Но это уже совсем другая история…
Статьи из «Культура»
Литературная республика

Поэт и воин

Ботишал – это вам не утка

Дом, где жил поэт

Добрая традиция

Легенда мирового цирка

По типовому проекту
