Купить PDF-версию
10:11 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
00:00 30.09.2014

Толстой и Лермонтов открыли фестиваль

В субботу, 27 сентября, в Махачкале торжественно открылся IV Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона.

Как сообщает Управление пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства РД, выступая на церемонии официального открытия, Первый заместитель Председателя Правительства РД Анатолий Карибов отметил, что сегодняшний большой праздник театрального искусства в одном из самых многонациональных регионов России символизирует единство и общность гуманистических ценностей различных культур, демонстрируя возможности продуктивного диалога между ними. Театральный фестиваль проводится в Дагестане с 2007 года, объявленного Годом русского языка, а в истории всех народов страны объединяющая роль русского языка и русской культуры поистине бесценна, что наглядно проявилось и в развитии театрального искусства регионов.

«Театры России — все вместе и каждый в отдельности, — подчеркнул А.Карибов, всегда содействовали обществу в утверждении идей гуманизма и высокой нравственности. Все они служат обществу, внося важный вклад в его духовное развитие, с честью выполняя патриотический и гражданский долг средствами театрального искусства. И сегодня русские театры продолжают играть огромную культурно-просветительскую роль. Они наглядно свидетельствуют о ценности объединяющего начала великой русской культуры и русского языка, приобщают народы к традициям отечественного и мирового классического искусства, служат основой для развития профессиональных национальных театров, тем самым способствуя сохранению и приумножению нашего культурного наследия.

Первенец театрального искусства Дагестана – Русский драматический театр им. М. Горького в следующем году отметит свой 90-летний юбилей. С первых дней своего учреждения как государственного театра и по настоящее время он выполняет важнейшую миссию общедагестанского, межнационального очага культуры. Спектакли Русского театра впервые познакомили дагестанского зрителя с лучшими произведениями русской и зарубежной драматургии. Велик его вклад в развитие дагестанского сценического искусства в целом, ведь долгие годы он был единственным «учителем», лабораторией и кузницей творческих и технических кадров для появившихся в середине 30-х годов и позднее национальных театров.

Сегодня в республике уже одиннадцать государственных театров, девять из которых ставят спектакли на языках народов Дагестана. В формировании этих театров неоценимую роль сыграли крупнейшие деятели русской театральной школы, подготовившие в вузах Москвы и Ленинграда талантливые национальные кадры артистов, режиссеров, художников. Немалый вклад в их подготовку внесли и театральные вузы Грузии, Армении, Азербайджана и Украины.

Каждый из дагестанских национальных театров, несмотря на близость судеб и родство художественных традиций, прошел свой путь становления и развития. У каждого из них есть творческие достижения и периоды трудных поисков. Но они всегда помогали и помогают многонациональному дагестанскому народу в воспитании подрастающего поколения в духе дружбы и единства со всеми народами России, в пропаганде ценностей патриотизма и высокой духовности.

То же самое можно сказать и о деятельности всех театров, прибывших к нам на форум. Все они вносят весомый вклад в развитие общества, с честью выполняя патриотический и гражданский долг языком театрального искусства.»

Как отметил А. Карибов, нынешний фестиваль не только вновь собрал на дагестанской сцене театральные коллективы Северного Кавказа, но и привлёк новых участников. В прежние годы гостями республики были Государственный академический Малый театр России, Московский драматический театр им. Гоголя, русские театры республик Северного Кавказа, театр «Ибрус» под руководством Рустама Ибрагимбекова, представители Большого драматического театра им.  Товстоногова, труппа студентов театрального института им. Щукина, театры из Костромы и Тамбова, Израиля, Франции, Германии, Казахстана, а также прославленный Тбилисский государственный академический Русский драматический театр им.Грибоедова.

Приветствуя организаторов и участников театрального праздника, Анатолий Карибов пожелал им новых впечатлений, хороших друзей, успехов во всех творческих начинаниях.

Отметим, что театральный форум – значительное, яркое событие в культурной жизни Дагестана. Программа фестиваля позволит зрителям насладиться интересными постановками, артистам – обменяться опытом и обрести творческие и личные связи. Организаторы надеются, что театральный праздник явится серьезным вкладом в формирование единого культурного пространства, станет площадкой для плодотворного взаимодействия коллег из разных регионов и стран.

15 театров — участников фестиваля покажут на сцене Русского драматического театра им. М. Горького содержательные, яркие спектакли.

***

«Холстомер. История лошади». этим спектаклем Тбилисского государственного академического драматического театра им. А. Грибоедова в Махачкале начался IV Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона.

IMG_0293.jpg

«Холстомер» — это повесть Льва Толстого, в которой главное повествование ведётся от лица пегого мерина.  С рождения жестокость и одиночество окружали его, а к старости и вовсе стали его постоянными спутниками. А все потому, что он был не такой, как все, – пегий. В повести – это знак, которым автор хотел разоблачить условность социального деления, существовавшего в обществе. Трудно в одном небольшом материале отобразить всю глубину философии этой повести, при каждом её прочтении читатель открывает для себя все новые и новые истины. А как возможно показать эту повесть на сцене и при этом сохранить толстовское звучание? В 1975 году Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссёр БДТ, эту идею претворил в жизнь. Это считается самым лучшим сценическим воплощением повести. Через много лет, в 2012 году, трагическая исповедь пегого Холстомера предстала в совершенно другом звучании на сцене театра Тбилиси.

В спектакле театра Грибоедова используется неожиданный ход: Холстомер представлен в трёх возрастных проявлениях. Но главным героем остаётся один – старый пегий мерин, перед которым на пороге гибели проходит вся его жизнь, полная страданий. Но несмотря на свой мучительный путь, Холстомер остаётся образцом терпения, великодушия и смирения. Именно таким запечатлён Холстомер Толстым и именно таким его воссоздали в спектакле. Жесткое отношение к старости, человеческая беспощадность к «белым воронам», чёткое противопоставление нравственного и безнравственного, угнетение слабых сильными и безмерное одиночество, которое сопровождает главного героя, – вот все то, что изображено в повести. Режиссёр сумел это сохранить и передать в спектакле.

Режиссёр-постановщик Автандил Варсимашвили, не опасаясь сравнений с легендарными предшественниками, нашёл новые смыслы, подобрал новую стилистику и создал самостоятельный спектакль. Продюсер, заслуженный деятель искусств РФ Николай Светницкий по этому поводу сказал: «Мы постарались сделать спектакль, который был бы интересен и для молодёжи в том числе. Поэтому его оформление близко современному звучанию, более динамично, артхаусно немного. Но при этом мы постарались сохранить великие мысли Льва Толстого, его глубинную философию. Надеюсь, нам это удалось».

Думаю, удалось. Об этом говорит оценка, которую один из членов жюри, театральный критик Константин Щербаков дал спектаклю:

«Многозначительно прозвучали слова о том, что спектакль посвящён памяти Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева. Хотя представлен совершенно другой спектакль: с другой музыкой, другой инсценировкой, спектакль, который очень отличается  от «Истории лошади» Георгия Александровича. Но если говорить о близости к Л. Толстому, то могу сказать однозначно: да, в спектакле эта близость, созвучие классическому тексту присутствуют, и это самая главная ценность данной постановки».  

Говоря об игре главного героя, Константин Александрович также отметил: «Главный Холстомер в интерпретации Валерия Харютченко получился достойным. Используя фразу Станиславского, скажу, что его игре я верю».

Своё мнение относительно этого спектакля высказал и заслуженный артист России, актер Большого драматического театра им. Г. Товстоногова Михаил Морозов: «Поставить «Историю лошади» —  это очень смело. Особенно если учитывать, что до этого её ставили такие мастера, как Георгий Товстоногов и Евгений Лебедев. Но спектакль удался.

***

Уже на следующий день Михаил Морозов сам продолжил удивлять дагестанского зрителя блестящей игрой. В рамках фестиваля он показал моноспектакль «Весело и больно» по стихотворениям Михаила Лермонтова. Заслуженный артист БДТ приезжает в республику уже третий раз. Поэтому многие уже были знакомы с его творчеством и с нетерпением ждали нового появления актёра на сцене. Также в этот день с восхищением вспоминали его моноспектакль по «Хаджи-Мурату» Толстого, который он показал в прошлый свой приезд на фестиваль.

IMG_7296.jpg

— Моноспектакль – сложный для восприятия и для исполнения драматический жанр.  Но когда я  увидел Хаджи-Мурата в исполнении Михаила Морозова, то понял – этот актёр уникален и безгранично талантлив, — сказал Артём Плохарский, преподаватель Даггосуниверситета. – Без единого листочка бумаги он воспроизвел на сцене великое произведение Толстого, причём так образно, так эмоционально… Мастер слова, он может держать в напряжении зал на всем протяжении действа. Замечательно, что есть фестиваль, в рамках которого дагестанцы смогли увидеть такого талантливого актёра.

Его слова подтвердились, как только актёр появился на сцене. С  первого жеста, слова он будто начал незримый диалог со зрителем, который продолжался до конца, открывая новые стороны жизни поэта Лермонтова.

Сценарий моноспектакля Морозов проработал сам. Сколько вошло в структуру моноспектакля произведений, никто так и не узнал.  Впрочем, никто и не брался считать, в том числе и сам актёр. Ведь все текло так равномерно, так органично, цельно. Казалось, это единое поэтическое полотно. Хотя почему казалось? Все так  и было. Об этом говорят и те положительные оценки, которые высказывали театральные критики в этот день.

 — Очень талантливый актёр, — рассказывает критик Александр Иняхин. — У него всегда интересный выбор произведений. Сегодня все было очень разумно выстроено, точно по внутренним ходам, по позиции. Интонация при прочтении также была совершенно замечательная.

Оценил Александр Борисович и отношение дагестанского зрителя к показанному.

— Чудно слушали. Процент ненужных звонков, хождений по залу хоть и был, но счастье, что это случилось два-три раза за час. В основном внимали, было видно, что пришли люди, знающие и ценящие актёра. Ведь, как уже было отмечено, Морозов в Дагестане выступает уже третий раз.  

Это не последняя встреча Михаила Леонидовича с дагестанцами. В следующий фестиваль он также намерен посетить нашу республику. «К тому времени я подготовлю моноспектакль по произведениям Расула Гамзатова.  Основой будет «Мой Дагестан», — рассказывает актёр, — а уже на эту сквозную нить будут нанизываться поэтические строки поэта. Надеюсь, в бездонном круговороте мудрости поэтических строк этого великого человека я  найду именно то, благодаря чему вы — дагестанцы — узнаете своего Расула», — подытожил Михаил Морозов.

Статьи из «Культура»

Рыцарь театра

0
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на...

Три века созидания

0
В Историческом парке «Россия – моя история» прошел премьерный показ документального фильма...

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

9
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

25
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...