Традиции, которые мы укрепляем
Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство.
В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих учёных, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собою серьёзную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны.
В числе наиболее опасных из этих тенденций учёные отмечают существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине.
При этом на первый план у многих выдвигаются такие прагматические ценности, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства. Это сопровождается снижением значимости у молодого поколения семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, иметь и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам. Идёт размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве. И в итоге мы имеем снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.
Необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и в первую очередь общность духовных ценностей
Анализ основных причин развития этих негативных тенденций выявляет их глубинные корни. Это общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров.
Также это утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и её героическое прошлое, забвение многих важных событий нашей истории, национальных героев и культурных традиций.
Это к тому же и недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества, и ряд других факторов.
При, казалось бы, высоком росте национального самосознания, повсеместного стремления народов России к возрождению собственного историко-культурного наследия не совсем благополучно обстоят дела с отношением молодёжи к своей региональной, национальной и отечественной культуре. Для наглядности приведём выдержки из социологического исследования студентов вузов Дагестана, что провёл в своё время доцент ДГУ К. Ханбабаев.
«Всего было опрошено 674 студента ДГУ, ДГПУ. В целях выяснения знаний студентов о выдающихся деятелях культуры своего народа им было предложено написать имена выдающихся дагестанских поэтов, писателей, композиторов, артистов, художников, учёных. На этот вопрос положительно ответили только 84,7 % студентов. В целом можно констатировать, что знания современной студенческой молодёжи Дагестана о своей национальной культуре остаются на довольно слабом уровне. Это следствие многих факторов: низкий уровень, а порой и отсутствие системы эстетического, трудового и патриотического воспитания в школах и вузах республики, нивелирующее воздействие западной «массовой культуры».
Вместе с этим в последние годы в области духовной культуры России наблюдаются и некоторые положительные тенденции. В частности, повышение внимания государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства страны, состояние её духовной культуры и воспитание молодого поколения.
Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти с основными традиционными для нашей страны конфессиями – православием, исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе при решении задач воспитания молодого поколения.
Поэтому Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» самым тесным образом связан с необходимостью решения ряда задач, напрямую относящихся к сфере развития духовного потенциала народа, повышения сплочённости российского общества, осознания гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса.
Духовная культура, отметим, включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Нисколько не умаляя значения в жизни российского общества всех компонентов духовной культуры, остановлюсь на тех её факторах, которые являются сегодня наиболее актуальными и существенными для решения важных проблем национального единства России.
Этими факторами остаются духовные ценности. Именно духовная ценность определяет, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. Важным достоянием российской культуры остаются её традиционные духовные ценности, сформировавшиеся на протяжении всей многовековой истории развития нашего государства и отражающие главные отличительные черты и особенности России как единой нации.
Из общественных ценностей главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.
Это и жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье, а также ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.
Исследования показывают, что необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и в первую очередь общность духовных ценностей.
Наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, представляются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность.
Сфера образования – одно из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь, по мнению многих авторитетных отечественных учёных, является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан. С этой целью требуется не только пересмотреть содержание многих образовательных программ для начальной, средней и высшей школы, но также обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии, педагогики и методологии воспитательной работы. В стране, где функционируют единая конституция, общие и обязательные для всех граждан страны законы, постановления, решения не могут иметь разные чтения. Самовольные подходы к изучению, осмыслению, пониманию и практическому применению педагогики и методологии нравственного воспитания, впрочем, как и дисциплины «История России», где объективные исторические факты по воле отдельных составителей учебников истолковывались субъективно и привели к известным фактам искажения отечественной истории.
Проблема нравственного воспитания молодого поколения остаётся одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. В основе духовно-нравственного воспитания наших граждан должны лежать духовные ценности, входящие в ядро национальной, общероссийской и общечеловеческой морали. Отсюда и настоятельная необходимость в том, что национальное единство, взаимопонимание и сплочённость народов России возможно обеспечить лишь при глубоком и всестороннем восприятии, усвоении, понимании и осмыслении всеми гражданами самых сокровенных духовных ценностей народов и конфессий нашего Отечества.
А это требует непременного и безотлагательного изучения в учебных заведениях страны специальной дисциплины (общеобразовательного предмета) «Отечественная культура народов России». Понимаю под этим не учебный предмет, предусматривающий по усмотрению учащихся и их родителей знакомство с православной, мусульманской, иудейской и буддийской культур в отдельности, а учебный курс, в котором в равной степени будут представлены как духовно-материальные ценности всех конфессий, так и всех народов, населяющих нашу великую державу.
Только при максимально ценностном отношении, понимании и уважении духовных и материальных ценностей каждого народа России можно с малых лет выработать чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки, мира и согласия между людьми и всеми народами нашего Отечества.