Купить PDF-версию
16:26 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Трагедия всех времен

Константин Уральский, заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ, лауреат приза «Душа танца»
Выпуск - 2021 № 171
38

Только что посмотрел ба­лет­, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне «Жди меня» в постановке М.Х. Оздоева. И задумался. А ведь начало ничего не предвещает. Березовая роща, влюбленные юноши и девушки на фоне природы, в общем – идиллия. Березовые сны. Жизнь впереди.

Выпускной бал. Концертные номера. Всё выстроено незатейливо. Мы окунаемся в довоенный период. Ловлю себя на мысли, что смотрю художественный фильм довоенной поры. Музыка В. Гевиксмана изначально вводит в ту эпоху, она вся проникнута духом того времени. Естественны и к месту песни военных лет. Стихотворение К. Симонова в его прочтении – это шедевр, который в разных интерпретациях проходит через весь спектакль, как лейт­мотив. Видно, что произведение хореограф М. Оздоев пропустил через свою душу. Голос Ю. Левитана проникает в нас и держит в напряжении. Невольно становишься соучастником происходящего. Война – трагедия всех времён. Это понятно зрителю.

Герои спектакля безымянны. Он – юноша и солдат; она – девушка и влюбленная, которая будет ждать. Их тогда были тысячи и тысячи. Бои выстроены интересно с режиссёрской точки зрения. Первый бой бесконтактный, во втором с обеих сторон бьются до последнего бойца, в третьем бою видны только советские воины. Все просто и ясно. Удачный ход постановщика.

Очень мощно смотрятся сцены скорби и горя – «Траурный дифирамб по погибшим» В. Гевиксмана и «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова. Хореограф сумел так выстроить некоторые сцены спектакля, чтобы зритель не только сидел в напряжении, но и мог перевести дух, так как сквозь музыку В. Гевиксмана переплетены песни военных и послевоенных лет, такие как: «Темная ночь», «Синий платочек», «Мы за ценой не постоим», и неожиданно сквозь музыкальную партитуру врывается «Лезгинка» – это сцена отдыха после боя.

Хореограф попал в точку этой сценой. Спокойное развитие этой сюиты в начале убаюкивает, но по мере развития заставляет нас, зрителей, понять цену, заплаченную за ту Победу, и жертвенность наших отцов.

Очень интересен для меня приезд домой героя – солдата. Встреча с матерью и возлюбленной. И снова незабываемый голос Ю. Левитана. «День Победы». Это апофеоз спектакля. Радость и горе, слёзы и улыбки. Такова жизнь.

Хореографу Мусе Оздоеву удалось передать настроение и дух советских людей и солдат 30-40-х годов и талантливо воплотить в своем произведении – балетном спектакле «Жди меня» (на снимке).

Я сам хореограф и от души радуюсь успеху балетного коллектива Дагестанского государственного театра оперы и балета.

Жму руку коллеге Мусе Оздоеву. Удачи вам!

Статьи из «На соискание Госпремии РД»